Доходный дом Лерхе в Одессе

Здание бывшего доходного дом Лерхе расположено в Одессе на Приморском бульваре под № 5.

Здание с загадочным прошлым и неясным будущим, стены которого еще помнят шаги великосветских персон, которые считали его родным домом. И хотя насчет заказчика строительства №5 по новому Николаевскому (ныне Приморскому) бульвару Одессы у историков мнения расходятся, более вероятным первым хозяином особняка называется генерал-майор Михаил Федорович Орлов (1788 – 1842), а несомненным автором – архитектор Франц Карлович Боффо (1796 – 1867).

Строительство особняка героя войны 1812 года составляло часть грандиозного плана идейного вдохновителя зарождения города как крупного черноморского порта графа Михаила Семеновича Воронцова (1782 – 1856) и было проведено в кратчайшие сроки – всего за три года трехэтажный дворец в классическом стиле с доминирующим треугольным фронтоном в центре был окончен (1826-ой).

В стенах ли этого здания или в собственном доме Нарышкиных по Николаевскому 9 состоялась первая встреча фаворитки Александра I (1777 – 1825) Марии Антоновны (1779 – 1854) и флигель-адъютанта Павла Ивановича Брозина (1780 – ) неизвестно, но после смерти первого супруга это здание стало родным для фрейлины императорского двора. Именно для удовлетворения амбиций своей именитой спутницы жизни Брозин значительно его увеличил путем пристройки со стороны двора двух флигелей (первая половина XIX столетия).

Не смотря на смену трех хозяев (Порро, Виленц, Гринберг), на протяжении фактически полувека особняк Брозина останется в фактически нетронутом виде, блистая красотой центрального фасада и роскошью отделки внутренних интерьеров. Из замечательных фактов того времени стоит отметить размещение по этому адресу, но со входом с переулка в стенах одного из четырехэтажных флигелей канцелярии Одесского генерал-губернатора в середине 1880-х.

Все изменилось в начале 1890-х с приобретением дома с историей на участке Николаевский 5 / Воронцовский 9 немецким коммерсантом Альвиром Г. Лерхе ( – 1910) с целью использования под высококлассный доходный дом. С этой же целью новый хозяин решил несколько осовременить свое приобретение перестройкой по проекту Германа Карловича Шеврембранта (1856 – 1914).

Работы, предусматривавшие надстройку мезонина на месте фронтона, легко вписавшегося в измененный в стиле ренессанса центральный фасад и лестничной клетки со стороны двора, были начаты в 1892-ом и продолжались три года.

Доходы от сдачи внаем помещений были достаточно высоки, чтобы особняк Орлова оставался в собственности семьи Лерхе до революции 1917-ого года. Его последней владелицей числится Лаура Альвіровна Заріфі-Лерхе.

Советская власть не нашла лучшего применения памятнику архитектуры чем гражданское жилье и конторы государственных временщиков, что практически уничтожило часть уникального декора бывшего доходного дома, который выстоял в тяжелые годы двух мировых войн ХХ столетия, но был поставлен на грань существования человеческим безразличием.

И хотя в начале 2000-х была проведена реконструкция его центрального фасада, после перехода здания в частные руки, не смотря на официальный статус памятника архитектуры с 1979-ого, долгое время доходный дом Лерхе оставался заброшенным, что нанесло непоправимый ущерб его уникальным интерьерам.

Здание по Приморскому бульвару 5 представляет собой п-образный периметр, состоящий из самого старого трехэтажного с мезонином и выступом лестничной клетки со стороны двора на подвалах здания и двух четырехэтажных боковых флигелях-пристройках более позднего времени сооружения. Объем возведен из камня-ракушечника с последующим оштукатуриванием.

Главный фасад здания решен в ренессансном стиле с акцентами на центральной части в виде пятиоконного мезонина, портала центрального входа, балконов на массивных модильонах с маскаронами и колон дорического ордера. Его крупные элементы (руст с замковым камнем в архивольтах, сандрики разнообразной конфигурации, триглифы, модильоны, ложные фронтоны, маскароны, меандры) двух нижних ярусов гармонично увязаны в единый рисунок с изяществом верхних (картуши, каннелированные пилястры композитного ордера, таблички растительно-геометрического рисунка, гирлянды, модильоны с триглифами, гирлянды, маскароны, карниз большого выноса) с помощью перекликающихся элементов наличников, оформления модильонов, профильного оформления карнизов.

Внутреннее богатое архитектурное оформление и сейчас в некоторых комнатах центрального корпуса поражает воображение своей изысканной красотой: тонкая золоченая лепнина с горельефами ангелов, мрамор каминов, огромные окна витражного стекла, кованные лестничные пролеты, металлические накладки в технике гальванопластики, деревянные резные двери, терракотовые изразцы.