Государственный историко-архитектурный заповедник в Святогорске

Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник (СГИАЗ) — комплекс памятников истории и культуры XVII—XX вв. Расположен у подножья меловых (Святых гор), на правом берегу реки Северский Донец возле города Святогорск Донецкой области.

Создан в 1980 г. постановлением правительства УССР

Удивительно живописная местность, которая издревле именуется Святыми Горами, находится в административных границах Славянского района и города-курорта Святогорск Донецкой области. Здесь среди меловых холмов правого берега реки Северский Донец разместился архитектурный ансамбль Успенского мужского монастыря в составе 26 памятников градостроительства и архитектуры XVII—XIX вв.

Основой заповедника является комплекс памятников истории и культуры XVII—XIX вв. Святогорской Свято-Успенской Лавры, памятника монументального искусства — памятник Артёму (Сергееву Ф. А.) 1927 г. ск. И. П. Кавалеридзе, Мемориальный комплекс периода Великой Отечественной войны на горе Артема, памятник на могиле лейтенанта В. М. Камышева (Дуб Камышева). В 2011 г. к территории заповедника добавлено, с целью восстановления, место, где ранее находилась так называемая «Дача Потемкиных».

Начальный период формирования монастырского комплекса приходится на время заселения бескрайних просторов «дикого поля» казачеством и создания первых сторож Русского государства, на приграничных с Крымским ханством территориях в конце XV — нач. XVI вв.

Удивительно живописная местность, которая издревле именуется Святыми Горами, находится в административных границах Славянского района и города-курорта Святогорск Донецкой области. Здесь среди меловых холмов правого берега реки Северский Донец разместился архитектурный ансамбль Успенского мужского монастыря в составе 26 памятников градостроительства и архитектуры XVII—XIX вв. Начальный период формирования монастырского комплекса приходится на время заселения бескрайних просторов «дикого поля» казачеством и создания первых сторож Русского государства, на приграничных с Крымским ханством территориях в конце XV — нач. XVI вв.

Первые исторические сведения о Святых Горах датируются 1526 годом, когда немецкий дипломат С. Герберштейн, а затем летописи под 1541 г и 1555 годами упоминают о наличии переправы через Донец и сторожевого пункта у Святых Гор. В 1-й четверти XVII в. уже существовал православный монастырь в Святых Горах, именуемый в документах — Святогорская пустынь Пречистой Богородицы. Как и пять столетий назад, останавливает на себе взор белый меловой утес, внутри которого сохранились пещерные храмы, кельи, усыпальницы, лабиринты ходов. Общая длина сохранившихся пещерных сооружений достигает 900 м, а объем 2,5 тыс. м3.

Композиционно-планировочная структура пещер свидетельствует о существовании здесь некогда обители общежительного типа с количеством монашествующих до 20 человек. Первый известный документ о Святогорской пустыни датируется 1620 годом, когда игумен Ефрем с 12 монахами получили жалованную грамоту от царя Михаила Федоровича на получение денежного пособия и хлеба из казны.

Вероятно к этому же периоду относятся и другие пещерные сооружения в Святых Горах, кельи монахов-пустынников, подземная церковь, получившая в ХІХ в. имя преподобных Киево-Печерских иноков Антония и Феодосия.

Настоящей жемчужиной заповедника является Николаевская церковь, созданная неизвестными мастерами на вершине меловой скалы в конце XVII в. Это уникальное кирпичное сооружение с меловым алтарем воссоздает в камне традиции деревянной народной архитектуры в период наивысшего расцвета украинского барокко в зодчестве. Строительство монастырского комплекса у подножия меловой скалы относится к началу XVIII века, когда пожертвованиями изюмского полковника Ф. Шидловского возводится каменный Успенский собор и другие сооружения обители.

Развитие архитектурного ансамбля в стиле украинского барокко XVIII в. было прервано закрытием монастыря в 1787 г. по Указу Екатерины II о секуляризации церковных земель. Имущество обители вместе с земельными владениями в 30 тыс. гектар оказались во владении светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического.

Возобновление Успенского монастыря под названием Святогорская общежительная Успенская пустынь состоялось в 1844 году по инициативе владельцев Святогорского имения А. М. и Т. Б. Потёмкиных.

Успенский собор и другие здания монастырского комплекса XVIII в. не сохранились после кардинальной реконструкции Святогорского ансамбля в сер. XIX века. В 1850 г. по проекту архитектора Тона Андрей Андреевича возводится Покровская церковь с колокольней, в 1859—1868 гг. — новый Успенский собор в псевдовизантийском стиле (автор проекта, архитектор А. М. Горностаев). К 50-м годам XIX в. относятся такие оригинальные сооружения Святогорского архитектурного комплекса как Андреевская часовня на меловой скале, Пещерник со входами в пещеры, дом настоятеля, казначейский корпус, Кирилло-Мефодиевская лестница на вершину скалы с Николаевской церковью, монастырская ограда с башнями. Во 2-й пол. ХІХв. завершается формирование архитектурного ансамбля монастыря строительством гостиничного, хозяйственного двора и келейных корпусов. Тогда же у входа в церковь пр. Антония и Феодосия формируется мемориальная зона захоронений известных княжеских и дворянских родов XIX в. — Голицыных, Куракиных, Платовых, Иловайских и др. Всего в XIX веке было построено более 40 зданий и сооружений, которые вместе с памятниками XVII в. меловой скалы создали уникальный архитектурный ансамбль в ландшафте Святых Гор.

Необычайно красивая местность, легендарная история, святые реликвии и чудотворные образы св. Николая, Святогорской Божьей Матери привлекали в Святые Горы не только паломников, но и известных деятелей культуры, писателей, поэтов, художников, музыкантов. В разное время здесь бывали и оставили потомкам своё творческое наследие Г. Сковорода, Н. Голицын, А. Чехов, И. Бунин, В. Немирович-Данченко, С. Сергеев-Ценский, Ф. Тютчев, А. Муравьев, М. Цветаева.

В музеях и частных коллекциях сохраняются Святогорские пейзажи И. Репина, С. Василевского, Г. Гине, Ю. Федерса, О Кисилёва, В. Зарубина, М Ткаченко и др..

Несмотря на разрушительные процессы XX века и закрытие в 1922 году Святогорского монастыря, большая часть памятников истории и культуры сохранилась и реставрирована в период 1980—2004 гг. История Святых Гор, как уникального культурного явления с древнейших времен и до XX в., показана средствами музейной экспозиции. На территории заповедника действует исторический музей и выставочные залы.

Кроме памятников XVII—XIX вв. Святогорского монастыря в состав историко-архитектурного заповедника вошли такие объекты культурного наследия как памятник Артёму (Сергееву Ф. А.) 1927 г. скульп. И. П. Кавалеридзе, Мемориал Великой Отечественной войны на горе Артема, памятник-могила лейтенанта В. М. Камышева («Дуб Камышева»), руины утраченной усадьбы ХІХ в. владельцев Святогорского имения Потемкиных.

Всего в комплекс памятников истории и культуры Святогорского историко-архитектурного заповедника входят 30 объектов, знакомство с которыми предлагается во время экскурсий по заповеднику.

Из 30 памятников истории и архитектуры Святогорского историко-архитектурного заповедника, 20 объектов находятся на балансе Коммунального учреждения «Государственный историко-архитектурный заповедник в г. Святогорске», находятся в подчинении управления культуры и туризма Донецкой облгосадминистрации.

Профилирующие научные темы, разрабатываемые заповедником имеют семь направлений:

1. Археологические памятники Святогорья. С 1982 г. заповедник проводит исследования памятников археологии Святогорья, совместно с другими научными и музейными учреждениями Донецкой области.

2.Архитектурный ансамбль Святогорского монастыря XVII-ХІХв. Научно-проектные и реставрационные работы по памятникам Святогорского монастиря.

3. Памятник археологи и истории ХІХв. «Усадьба Потемкиных в Святых Горах». К изучению этой темы заповедник приступил в 2004 году согласно областной программы «Святогорье-2004». На территории Усадьбы Потемкиных близ с. Татьяновка Славянского района проведены археологические раскопки, открыты фундаменты дворца и двух флигелей.

4.Памятник монументального искусства советского периода (памятник Артему(Ф.Сергееву), скульптор И. П. Кавалеридзе. 1927г) Эту тему заповедник ведёт с 1981 года.

5. Великая Отечественная война. Мемориальный комплекс советским воинам. Дуб В.Камышева. «Святогорский плацдарм» 1941—1943 г.г. В состав памятников заповедника входит Мемориал павшим советским воинам на горе Артёма, созданный на месте индивидуального захоронення генерал-майора Н. Ф. Батюка и братских могил солдат и офицеров Красной Армии, погибших в 1943 году при освобождении Святогорья от немецко-фашистских захватчиков.

6. Творческая палитра Святых гор. Святые горы во все времена привлекали к себе творческих людей: художников, поэтов, писателей. Каждый, кто побывал здесь, оставлял в своем творчестве след о Святых горах. Заповедник формирует коллекцию художественных работ, где запечатлены Святые горы в разные исторические периоды, переиздаёт наиболее ёмкие произведения о Святых горах

7. Проблемы охраны и использования объектов культурного наследия. Это одна из профильных научных тем заповедника, где собран практически весь научный аппарат по проблемам реставрации и сохранении памятников истории и архитектуры. Накопленный опыт позволил организовать на базе заповедника в 1995 году научно практический семинар по вопросам исследований, реставрации и использования памятников истории и культуры (к 15-летию основания заповедника), а в 2005 году — Всеукраинскую научно-практическую конференцию «Проблемы охраны и использования культурного наследия в Украине».