Графский театр в Павлограде

История одного изящного особняка в старом центре стала отражением многоликости Павлограда и преемственности его поколений через забытье в будущее, как подтверждение не подвластности человеческой воле колеса судьбы.

А началась предыстория его 3 мая 1776 года с приказа генерал-губернатора Новороссийской губернии Григория Александровича Потемкина (1739 – 1791) о переселении Луганского пикинерного полка в междуречье Самары и Волчьей. Туда же был откомандирован в следующем году командующим Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745 – 1813), который в числе прочего офицерского состава получил здесь (уже военной слободе Матвеевка) ранговые дачи. Все земли были записаны на супругу полковника Екатерину Илиничну (1754 – 1824), старания которой в том числе за неполных шесть лет заложили основу центра Катеринославского наместничества с городским статусом.

Именно одному из их потомков, как продолжателю семейных традиций Голенищевых-Кутузовых, принадлежит честь быть крестным отцом павлоградского стационарного театра – в 1896-ом в историческом центре им было инициировано начало строительства здания для Народной аудитории для проведения общественных мероприятий.

Театр, называемый в народе Графским, начал свою работу в этих стенах 1902-ом под эгидой Уездного комитета попечительства о народной трезвости. Причем это был скорее любительский офицерский драматический кружок, нежели профессиональное начинание с редкими гастролями заезжих артистов из других городов страны, хотя на его сцене шли такие постановки как “Преступление и наказание”, “Скупой рыцарь”, “Лес”, “Без вины виноватые”. Именно тогда на его подмостках с подачи своего отца-заядлого театрала свои первые театральные шаги в маленьких эпизодических ролях сделал Борис Евгеньевич Захава (1896 – 1976).

В середине 1910-х в Павлограде существовал Народный украинский драматический кружек под председательством Ивана Григорьевича Иванова, который прекратил свою деятельность с началом Первой мировой войны.

Большую часть советского периода театральное здание Графского в числе множества прочих ему подобных было выброшено на задворки истории (использовалось в качестве склада), до момента появления в 1974-ом аматорского театра-студии, в распоряжении которой за неимением более претендентов отдали здание по Харьковской 65 – так павлоградский храм лицедейства получил свое второе рождение.

Еще шесть лет молодой коллектив боролся за получение официального статуса народного, в качестве которого он пережил первые тяжелые годы зари украинской независимости, чтобы все его старания на ниве приобщения горожан и жителей четырех соседних районов к прекрасному по достоинству были оценены в 2002 году переходом в профессиональную лигу с муниципальным подчинением и именем знаменитого ученика Вахтангова, Бориса Евгеньевича Захавы проводившего первые пробы пера на его сцене столетие тому назад.

За время своей деятельности трупа-духовная наследница бывшего Графского театра Павлограда успела обогатить свой репертуар более чем сотней произведений украинской и мировой классики и современных авторов эпистолярного жанра, получить за свое мастерство множество премий и наград национальных конкурсов, несмотря на состав всего в дюжину актеров и звание самого маленького в мире профессионального со спектаклями “Дон Кихот”, “Чайка”, “Алые паруса”, “Пигмалион”, “100 000”.

Прямоугольное одноэтажное кирпичное оштукатуренное здание павлоградского храма Мельпомены, состоящее из наслоения трех периметров с пристройкой в восточной части, являет собой скромного, но вместе с тем изящного представителя неоклассики расположенного в старой части города.

Его центральный фасад сохранил не только дату строительства сооружения на фронтоне в обрамлении профилированных филенок, но и пилястры французского руста, ширинки подоконного пространства, карнизы сложного профиля, аркатурный пояс, стилизованные тумбы-башни венчающие углы ризалита, бровки спаренных окон и богатый декор тимпана архивольтов с замковым камнем.

Адрес: Украина, Днепропетровская обл., г. Павлоград, ул. Харьковская, 65.

Источник