Ильинская церковь (усыпальница Богдана Хмельницкого) в Суботове

Ильинская церковь — церковь в селе Суботов Чигиринского района Черкасской области построена в 1653 году (по другим данным — в 1656 году) по приказу гетмана Богдана Хмельницкого (1596-1657), как родовая церковь-усыпальница.

Хмельницкий в результате восстания, получил контроль над многими украинскими землями и начал строить дома и церкви в Суботове. Хутор преобразился в богатое и многолюдное местечко. Хмельницкий построил в Суботове большой дом, обнесённый двойным валом и две церкви: Михайловскую и Ильинскую.

В 1657 году в Суботове был погребён Богдан Хмельницкий, однако гробница его не уцелела. В 1664 году польский военачальник Стефан Чарнецкий сжёг и ограбил Суботов, разрушил гробницы Богдана и Тимоша Хмельницких, а их тела приказал выбросить на рынок.

Когда в 1657 году умер Богдан Хмельницкий, его похоронили в Ильинской церкви справа от алтаря. Археологические исследования 1970-х показали, что ни гроба, ни тела Хмельницкого на этом месте нет, а грунт был неоднократно перекопан.

В XVIII веке Ильинская церковь (по описанию сделанному в 1741 году) плохо поддерживалась и была очень бедна, хотя к ней причислялся отдельный приход; в 1820 году этот приход был присоединён к Михайловской церкви, а Ильинская церковь считалась кладбищенской.

С приходом советской власти в церкви расположили клуб, позднее использовали её как склад.

После Великой Отечественной войны в церкви открыли музей Богдана Хмельницкого. В 1954 году по проекту архитектора И. Шмульсона в церкви был установлен символическое гранитное надгробие Богдана Хмельницкого.

В 1978 году архитектором С. Килессо была завершена реставрация, во время которой была разобрана галерея между церковью и колокольней, церковь восстановлена в первоначальном виде.

В 1990 году церковь была возвращена религиозной общине. В 1990-е иконостас был восстановлен на основе фотографий 1888 года (проект С. Килессо, резьба по дереву под руководством И. Физера).

В 1995 году черепицу на крыше заменили на красную листовую медь.

Изображение церкви присутствует на обратной стороне 5-гривневой купюры.

Из двух старых церквей Суботова Михайловской и Ильинской в настоящее время уцелела только Ильинская. Это каменная церковь стоит на горе, господствуя над селом. Ранее рядом с церковью располагалось древнее кладбище, заросшее травой и кустарниками. На этом кладбище стояли старинные надгробные памятники — низкие массивные кресты, сделанные из известняка, разнообразной формы с полуистертыми надписями.

Тип Ильинской церкви очевидно взят с западных образцов, например, каменных костелов. Церковь, имеет обыкновенный характер тогдашних католических церковных построек, то есть имеет условную форму базилики или продолговатого четырёхугольника, алтарь помещается в полукруге или апсиде, имеющей внутри и снаружи шесть граней.

Церковь покрыта коробовым сводом и имеет двускатную крышу с фронтонами. Внутри церкви к северной и южной стенам, между окнами, приставлены два столба; на них перекинута арка, поддерживающая и укрепляющая свод. Широкая арка также ведёт из церкви в алтарную апсиду. Эти поперечные арки так же, как и коробовые своды — круглые. С севера и юга церковь имеет по два окна; в алтаре — четыре небольших круглых окна. Над дверью западной стены имеется также круглое окно, освещающее хоры; последние поддерживаются двумя столбами и выходят в храм тремя арками.

Перед входной дверью — длинная, узкая и низкая пристройка (паперть), соединяющая церковь с колокольней; эта пристройка, равно как и самая колокольня выстроены в 60-х годах XIX века священником Орловским, ремонтировавшим разрушавшееся здание.

Наружный вид храма представляет интерес своими двумя высокими фронтонами, западным и восточным, отделка которых (с уступами в виде буквы S) напоминает как некоторые католические храмы Юго-западного Украины (например, костел в Летичеве или корпус конвикта монастыря иезуитов в Виннице). Внешний вид Ильинской церкви также похож на фасады домов и других зданий эпохи Возрождения и XVII века во Франции, Германии и Бельгии.

Алтарь на фасаде выражен тем, что он уже главной части здания и имеет полукруглую или, лучше сказать, многогранную крышу. Башенку на крыше в 60-х годах XIX века переместили и разместили над алтарём. Потом башенку вернули на середину церкви, так, как изображено на рисунке Т. Шевченко.

Богдан Хмельницкий — предводитель национально-освободительного восстания с целью освобождения Украины от польско-литовской власти, в результате которого Левобережная Украина с Киевом окончательно вышли из Речи Посполитой и вошли в состав Русского государства.

Фигура Богдана Хмельницкого увековечена на северо-восточной стороне памятника Тысячелетие России в Великом Новгороде. Его имя носит украинский город Хмельницкий (ранее Проскуров) и ранее носил Переяслав (Переяслав-Хмельницкий). Во многих городах Украины, России, Белоруссии, а также в городах ряда других бывших советских республик именем Хмельницкого названы улицы, нередко проспекты. Ему воздвигнуты многочисленные памятники на всей территории Украины.

Большинство памятников было установлено начиная с 1954 года и до конца 1950-х, когда праздновалась 300-летие Переяславской рады, когда Хмельницкий увековечивался как инициатор воссоединения Украины с Россией.