Мемориальный музей-усадьба И.Е.Репина в Чугуеве

Художественно-мемориальный музей Ильи Ефимовича Репина расположен в маленьком доме времен военных поселений на бывшей Никитинской улице (ныне – Розы  Люксембург, 8), где с октября  1876  до  сентября  1877  года  художник жил с  семьей.

Уникальными являются представленные  в  музее   работы  местных  живописцев  и  иконописцев  второй  половины  ХІХ  века – чугуевских  учителей Репина.  Музей экспонирует  четыре  оригинала  икон, которые  принадлежат кисти  великого  мастера, а  также более  поздние  работы Ильи Ефимовича: портрет Веревкиной,  рисунки, офорты.

Фонды музея включают в себя кроме репинских оригиналов работы известных художников репинского окружения таких как В.Серов, В. Маковский, П. Верещагин, М. Пимоненко, И. Пелевин.

Светлый одноэтажный дом, вымощенный дворик, сад, обнесенный украинским плетнем. По плетню летом вьются декоративная фасоль и «крученый паныч», в саду и под окнами – любимые художником разноцветные мальвы, желто-оранжевые бархатцы, розовые и пунцовые пионы.

Невысокая дубовая дверь репинского дома, построенного почти 190 лет назад, ведет в прихожую. Ее обстановка проста и непритязательна, она помогает ощутить ту атмосферу, которая царила в доме родителей художника.

И.Е.Репин неоднократно приезжал домой на каникулы из Петербурга, когда был студентом Академии художеств. В апреле 1879 года он приехал в Чугуев на полмесяца в связи с болезнью матери. Написал портрет отца, выполнил несколько рисунков, в том числе карандашный портрет Татьяны Степановны.
В мае следующего года И.Е.Репин снова посетил родные места, на несколько дней опоздав на похороны матери, — она умерла в этом доме на бывшей Никитинской улице 3(16) мая 1880 года.. На городском кладбище на могиле матери стоит скромный памятник, сделанный по рисунку сына местными кузнецами.

О детстве и юности И.Е.Репина, о чугуевских художниках, чье творчество оказало влияние на развитие его таланта, повествует экспозиция первых двух комнат.

С 1817 года Чугуев был центром нескольких округов военных поселений Слободско-Украинской (позже Харьковской) губернии, созданных по указу Александра I. Все крестьяне в возрасте от 18 до 45 лет, жившие на территории округов, становились военными поселянами, «хозяевами». Они получали небольшие земельные наделы и нескольких солдат-постояльцев, не имевших собственной земли. В музее экспонируется фотокопия списка поселян, наделенных в Чугуеве землей. Среди них под номером 16 значится Ефим Репин – отец художника.

Дети военных поселян с семилетнего возраста становились кантонистами – учениками специальных военных школ, а с восемнадцати лет переводились  воинские части. Как выглядели мальчики-кантонисты можно увидеть на живописном портрете  Ф.Е.Черникова.

По существу, жители округа превращались  в пожизненных солдат. Они обязаны были носить военную форму, жить и работать по твердому воинскому распорядку и круглый год проходить военное обучение.
Отец И.Е.Репина, Ефим Васильевич, служил рядовым солдатом Чугуевского уланского полка, выполнял обязанности фуражира и квартирмейстера. Он имел боевые награды за участие в нескольких военных кампаниях, бывал в Персии, Турции, на Кавказе, в Крыму, Молдавии, Валахии. В витрине экспонируются воинские награды, уланская сабля, палаш, лядунка первой половины XIX века.

После 27 лет солдатчины Е.В.Репин вышел в отставку. Это был уже пожилой человек. Таким его и написал сын. В экспозиции музея находится копия этого портрета.
Рядом – фотография портрета матери художника – Татьяны Степановны. Эта умная, добрая и чуткая женщина была главным лицом в доме. Обладая твердым характером, она мужественно боролась с нуждой, когда мужа «угоняли» в походы: шила на заказ шубы, выполняла казенные повинности. Не только своих детей Татьяна Степановна обучала грамоте, в доме собиралось более десяти ребятишек, которых она учила читать и писать.

Семья Репиных жила в пригороде Чугуева – слободе Осиновке. В экспозиции представлена фотография с видом слободской улицы. На первом плане дом и усадьба, принадлежавшие бабушке художника. Здесь, в маленьком флигеле, 5 августа 1844 года родился И.Е.Репин.
Вскоре Репины построили новый дом под Гридиной горой, в котором И.Е.Репин жил до 19 лет, вплоть до отъезда в Петербург в 1863 году.
Усадьба, к сожалению, не сохранилась: дом был продан за долги, а часть земли ушла под воды Донца, сильно подмывшие берег. На месте дома Репиных установлен памятный камень.
В витрине находятся предметы из репинского дома в Осиновке: Евангелие в чеканном переплете, икона неизвестного чугуевского мастера «Спас нерукотворный», навес от ставни, кованный гвоздь, мерная чашечка, маленькая гиря, поддужный колокольчик. Изразцами, взятыми из дома родственников Репиных, которые тоже жили в Осиновке, облицована ныне одна из печей дома-музея.

Илюша был вторым ребенком в семье. Старше его была Устя, ближайший друг мальчика, разделявшая все его интересы. Несколькими годами моложе были братья – Иванечка и Вася.
Илья рос любознательным ребенком, жадно впитывал впечатления окружающей жизни.

О прошлом Чугуева он слышал от старших: бабушка Егупьевна рассказывала, как возвращался домой Чугуевский полк после окончания Отечественной войны 1812 года, как вводили военное поселение.
Очень рано будущий художник почувствовал непреодолимую тягу к творчеству. Отец, чтобы прокормить семью, торговал лошадьми, которых покупал на Дону. Мальчик часто наблюдал укрощение человеком сильных, красивых,  необъезженных животных. Детские впечатления от этих сцен искали выхода, они отразились в раннем творчестве художника. В осиновском доме им были сделаны первые художественные пробы: головки лошадей, вылепленные из воска, лошадки, вырезанные из бумаги.
1857 годом датируется самая ранняя акварель И.Е.Репина, дошедшая до наших дней — «Вид на школу военных топографов в Чугуеве». Она хранится в Третьяковской галерее в Москве, а в музее экспонируется фотокопия этой работы. «После долгих ожиданий и мечтаний я попал, наконец, в самое желанное место обучения, где рисуют акварелью и чертят тушью, — в корпус топографов» , — вспоминал И.Е.Репин. Его учитель – топограф Ф.А.Бондарев нравился ему «больше всех людей на свете». На фотографии, представленной в экспозиции музея, запечатлен ученик-топограф за изготовлением географических карт. В связи с упразднением военных поселений корпус был расформирован, и топографы уехали. Непреодолимое желание учиться привело юного Репина  в иконописную мастерскую  чугуевского художника Ивана Михайловича Бунакова.
Занятия иконописью поощрялись в военном поселении. Строились новые и обновлялись старые церкви, для этих целей выделялись крупные средства.

Художники, о которых впоследствии вспоминал И.Е.Репин в книге «Далёкое близкое» — Л.И.Персанов, И.М.Бунаков, Е.И.Крайненко, И.Н.Шаманов, — писали с большой живописной свободой. Иконами их работы И.Е.Репин любовался ещё ребёнком, и в последующие его приезды на родину они заставляли художника удивляться, «как свежа, жизненна и светла … остаётся эта незаурядная живопись».

К своему учителю Ивану Михайловичу Бунакову Репин относился с неизменным уважением, считал его талантливым живописцем и превосходным портретистом. Все портреты, выполненные им были «очень похожи и тщательно писаны».
В чугуевском музее экспонируется икона «Царь Славы» другого талантливого мастера. Христос в богато украшенной каменьями митре и затканной белыми цветами зеленовато-серой ризе сидит на престоле на фоне потемневшего неба. Тщательность отделки деталей, выразительность лица Христа, гармония цвета говорит о незаурядных способностях иконописца. Обычно иконы не подписывались художниками, а в правом углу этой есть надпись: «Писана икона 1878 г. 2 марта, писал Яков Г.Пихтерёв в Чугуеве». Имя этого иконописца раньше не было известно.

Иконописцы Чугуева, тесно связанные образом своей жизни, своей работой с народом, не могли не испытывать в своём творчестве влияния народного искусства, не могли не отражать окружающую их реальную жизнь. Они писали не только иконы, но и портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые картины.
В музее экспонируется несколько портретов чугуевских жителей, выполненных местными живописцами.
Художественная среда Чугуева и впечатления реальной действительности определили характер исканий И.Е.Репина в ранней юности. Он писал иконы, портреты своих родных и знакомых: матери, отца, сестры матери – Аграфены Бочаровой, дядей Бочаровых – Фёдора и Дмитрия, делал зарисовки с натуры. Работать с натуры маленькому художнику посоветовал Л.И.Персанов, перед талантом которого юный Репин преклонялся. Он подвёл однажды мальчика к окну, выходящему на Донец: «Вот видишь: вода и лес над водой. Вот так и надо рисовать – прямо с натуры».

В экспозиции находится икона юного Репина «Христос в терновом венце», предположительно датируемая 1858 годом. Она была найдена у родственников друга художника – столяра-краснодеревщика З.Я.Жарко. На иконе изображён Христос на пути к Голгофе, с крестом на плече.

И.Е.Репин уже в то время сумел передать в образе сложное выражение человеческого страдания.
В 15 лет И.Е.Репин был известным в округе мастером и вместе с артелями иконописцев и ремесленников работал по подряду в сельских церквах. Такие поездки давали массу интересных наблюдений и приучали к систематической и серьёзной работе.
Талантливый юноша мечтал получить  специальное образование и стать настоящим художником. Единственной высшей художественной школой в России была Петербургская академия художеств. И.Е.Репин знал, что в Академию уехал из Чугуева Л.И.Персанов. Работая в с. Сиротино  Воронежской губернии в1863 году, И.Е.Репин впервые услышал о Н.И.Крамском, уроженце Острогожска, несколько лет назад поступившем в Академию художеств. Рассказы земляков об успехах Крамского в Петербурге укрепили юношу в намерении уехать в северную столицу. Осенью 1863 года, получив деньги за работу в сиротинской церкви, И.Е.Репин отправился в Петербург.
Начинается новый этап в жизни и творчестве одарённого юноши, становление его как великого художника.
Чтобы получить необходимую подготовку, И.Е.Репин поступил сначала в рисовальную школу Общества поощрения художников, где сразу заметили талант юноши. А в 1864 году осуществилась его мечта: он стал учеником Петербургской академии художеств.
За время обучения И.Е.Репин трижды (в 1866, 1867 и 1868 годах) приезжал  в Чугуев. Особенно плодотворным было лето 1867 года. Репин сделал множество рисунков, набросков, портретов, в том числе портрет матери и брата Василия. В них отчётливо проявились наблюдательность, одарённость и темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики.
Подходила к концу учёба в академии. Конкурсную работу И.Е.Репин писал на религиозный сюжет, определённый советом академии, — «Воскрешение дочери Иаира». Работа была удостоена Большой золотой медали, которая давала право на шестилетнее пребывание и обучение за границей за счёт Академии художеств.
В мае 1873 года И.Е.Репин с женой Верой Алексеевной и дочерью Верой уехал в Италию, затем – во Францию. В то время он был уже известным художником: его картина «Бурлаки на Волге» (1873 год, Русский музей), обличающая эксплуатацию народа и, вместе с тем, утверждающая скрытую в нём силу и зреющий протест, стала новым явлением в русской живописи. Картина экспонировалась в 1873 году на международной выставке в Вене,  была приобретена у автора великим князем Владимиром Александровичем и находилась в его дворце.

Экспозиция четвертой комнаты посвящена живой и творческой связи И.Е.Репина с Украиной.

С начала 70-х годов И.Е.Репин выступал как художник-демократ. Он отстаивал принципы народности художественного творчества, боролся против далёкого от жизни академического искусства. За границей И.Е.Репин ясно осознал себя художником русской школы живописи. Из Парижа он писал, что много увидел нового и интересного, но учиться у французов опасно – можно обезличиться, нужно работать по-своему, на родной почве.
Через три года, раньше положенного срока И.Е.Репин возвратился в Россию.
В своей дальнейшей работе художник неоднократно обращался к украинской тематике. Особое место в его творчестве занимает картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Находясь в гостях у своего друга Саввы Мамонтова в Подмосковном имении Абрамцево, И.Е.Репин услышал историю о том, как турецкий султан Магомет IV обратился к запорожцам с письмом, в котором призвал их к покорности. Ответное письмо запорожских казаков было наполнено иронией и издёвками. Момент сочинения этого письма решил изобразить И.Е.Репин в своей картине.
Там же, в Абрамцево, в 1878 году появился первый эскиз будущей картины. 13 лет
Художник мечтал поселиться в Чугуеве, создать свободные художественные мастерские под названием, памятным ему с детства, — «Деловой двор». Он надеялся, что мастерские станут центром развития народного искусства Украины. По замыслу художника, здесь должны были готовить живописцев, скульпторов, мастеров прикладного искусства. Предполагалось создать такие мастерские, как керамическая, позолотная, резьбы по дереву декоративного панно, ткацкая, литейная, токарная и столярная. Школа должна была содержать учеников бесплатно, иметь практическое назначение и выполнять заказы населения.
Полный творческих планов и надежд, в июле 1914 года И.Е.Репин приехал в Чугуев. Приближался семидесятилетний юбилей художника и в честь этого события городские власти выделили для строительства «Делового двора» шесть десятин земли в лучшем месте города – над Донцом. Но школа так и не была построена – началась первая мировая война. Да и сама идея создания свободной школы на началах самоокупаемости была утопичной для того времени.
Приезд И.Е.Репина в Чугуев в1914 году был последним.

В пятой комнате экспонируются подлинные произведения И.Е.Репина зрелого периода творчества и офорты его ученика – известного русского художника В.А.Серова.
Во время пребывания за границей И.Е.Репин увлёкся графической техникой офорта и выполнил несколько произведений, в том числе «Портрет художника Шиндлера», «Итальянка в чепце», «В верхнем ярусе театра», оттиски которых были переданы в Чугуев Русским музеем.
Из Третьяковской галереи поступил в музей живописный портрет Елизаветы Васильевны Сапожниковой, родственницы художника В.Д.Поленова. Заказной портрет выполнен И.Е.Репиным зимой 1880 года в Москве.
Другой женский портрет – дар Киевского музея русского искусства. Изображая на оранжевом фоне молодую женщину в белом с чёрными кружевами платье, художник стремился передать саму непосредственность и очарование жизни.
Долгое время не было известно, кто изображён на этом портрете. Исследования, проведенные сотрудниками музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты» Е.В.Кириллиной и О.Н.Владимировой, осветили ещё одну страницу творческой биографии художника. Как оказалось, на портрете изображена ученица И.Е.Репина – Марианна Владимировна Верёвкина. Написан портрет в Петербурге в1888 году.
В этой же комнате представлены графические работы В.А.Серова – известного русского художника. Девятилетним мальчиком привела мама своего сына Валентина в мастерскую И.Е.Репина в Париже. И с тех пор художник непрестанно следил за успехами своего ученика.
Как бы подводя итог всей творческой деятельности своего рано умершего ученика, И.Е.Репин пишет: «Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже оно затягивает вас в свою глубину очарования».
Посетители обязательно обратят внимание на небольшую скульптуру М.Г.Манизера «И.Е.Репин». В творчестве известного советского скульптора, народного художника СССР образ И.Е.Репина занимает особое место. Он автор многочисленных станковых портретов Репина, памятников великому русскому художнику в Москве и в посёлке Репино. В 1956 году памятник И.Е.Репину его работы был торжественно открыт в Чугуеве.

Последняя, самая большая комната музея – гостиная. Здесь воссоздана обстановка быта, характерного для того времени, когда Репин жил в Чугуеве.

Резная тёмная мебель работы местных мастеров, фарфоровая посуда заводов Гарднера и Кузнецова, кружевные скатерти, салфетки и занавески на окнах, матовый абажур подвесной лампы придают ей уютный жилой вид. На этажерке —  книги. В семье Репиных любили читать. Художник, гостя в Чугуеве, выписывал сюда газеты и журналы из Петербурга; в почтовые дни просматривал их утром и отмечал, что читать. Читал во время обеда, после обеда и вечером.
В резном позолоченном окладе экспонируется икона И.Е.Репина «Богоматерь с младенцем», написанная им незадолго до поступления в Академию художеств. Она принадлежала двоюродной сестре И.Е.Репина Пелагее Жуковой, а затем была передана её родственниками в музей.

Некоторые вещи, находящиеся в комнате, — мемориальные. За столом, который стоит посередине комнаты, художник сидел в доме своих осиновских знакомых Севастьяновых, когда в последний раз, в 1914 году, приезжал в Чугуев. Угол комнаты занимает буфет темного дерева, украшенный резьбой из цветов, листьев, фруктов и битой дичи. Буфет изготовлен по рисункам И.Е.Репина другом художника – столяром-краснодеревщиком З.Я.Жарко.

Чайная фарфоровая чашечка у самовара – подарок И.Е.Репина жене его племянника и крестника – Н.Т.Чаплыгина.

В святом углу комнаты на угловом столике, где когда-то находилась Библия, сейчас на тарелке межегорского фаянса лежат шишки, привезённые с могилы И.Е.Репина в «Пенатах».

После 1917 года И.Е.Репин, живший в посёлке Куоккала на берегу Финского залива, где была его усадьба «Пенаты», оказался за рубежом (эта территория до 1940 года принадлежала Финляндии). Но художник не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться. Невозможно без волнения читать строки последнего письма И.Е.Репина своим землякам: «любезные, милые земляки… Прошу Вас верить в чувство моей преданности  и бесконечного сожаления, что я не могу переехать на жительство в сладкую, весёлую Украину… С самого детства Вас любящий Илья Репин».

Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930 года в «Пенатах». По завещанию он был похоронен под «Чугуевской горой» — так назвал художник холм, который отделял его усадьбу от соседнего поля.

Мастерская художника

В 1989 году к 145-летию со дня рождения И.Е.Репина была открыта его мастерская.
Деревянный домик, где была мастерская, не сохранился. Разрушенный во время войны, он был отстроен заново по архивным материалам, найденным в Киеве.

Вернувшись из-за границы, И.Е.Репин в октябре 1876 года вместе с женой и детьми поселился у родителей, а в залинейном домике устроил свою мастерскую, в которой работал до сентября 1877 года.

Приехав в Чугуев, И.Е.Репин снова стал свидетелем крестного хода, который послужил темой одной из самых знаменитых его картин «Крестный ход в Курской губернии» (1883 год, Третьяковская галерея). В Чугуеве были созданы два варианта: «Крестный ход» и «Крестный ход в дубовом лесу». Во втором варианте картины процессия изображена на дороге, ведущей в Кочеток, среди яркой свежей зелени, озарённой солнцем. Богомольцев, живописно рассыпавшихся по лесу, ведёт священник, написанный с дьякона   Покровского собора в Чугуеве —  Ивана Уланова. Это произведение стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли.

В мастерской на Никитинской улице написан и портрет Ивана Уланова, известный под названием «Протодиакон». Начатый как этюд, портрет получился настолько удачным и значительным, что перерос рамки портретного жанра. Сам художник писал, что это «даже более, чем портрет, — это тип, словом, это картина».

В Чугуеве И.Е.Репин написал несколько портретов своих родных и знакомых.
В самой просторной комнате домика возле стены стоит старинный музыкальный инструмент – фисгармония, который до сих пор находится в рабочем состоянии. В семье Репиных очень любили музыку. Сам Илья Ефимович многие свои произведения создавал под музыкальный аккомпанемент.

Малую гостиную можно назвать комнатой отдыха. В перерывах между работой в ней отдыхали художник и его натурщики. В тёплое время года раскрывались двери, ведущие на веранду, расположенную с южной стороны здания, выносился стол, ставился самовар, и по вечерам под шум листвы и стрекотанье кузнечиков можно было долго сидеть за чашкой чая.

Как напоминание о том, что в доме гостила молодая женщина, Вера Алексеевна – жена художника, на диван брошена шаль, на комоде перед зеркалом-трельяжем стоят флакончики для духов, пудреница, шкатулка, лежат летние перчатки.

В кухне воссоздана обстановка быта, характерного для середины ХIХ века.  Большую часть уютной комнаты занимает русская печь.
Здесь же представлена различная кухонная утварь: горшки, пасочники, макотры, ухваты, лопата для хлеба, кочерга.

В святом углу икона с изображением Ильи Пророка на колеснице – покровителя И.Е.Репина, выполненная неизвестным чугуевским художником.

Все комнаты домика соединяются коридором. Обращает на себя внимание скульптурный портрет 72-х летнего И.Е.Репина, выполненный М.Ф.Блохом. В витрине личные кисти художника и посмертный слепок его правой руки с атрофированной мышцей между большим и указательным пальцами. 5 августа 1891 года в письме к В.В.Стасову появляется знаменательная строчка: «У меня ужасно устаёт правая рука писать». С 1900 года И.Е.Репин пользуется подвесной палитрой, а через 7 лет художник переходит к писанию левой рукой. До последних дней И.Е.Репин не изменил отношения к своему призванию.

В 1899 году он пишет В.В.Стасову: «Я всё так же, как с самой ранней юности, люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту, как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! И искусство я люблю… больше чем всякое счастье и радости жизни нашей. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, неизлечимо… Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, кем бы я ни восхищался, чем бы ни наслаждался… Оно всегда и везде в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях, лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, —  лучшие часы моей жизни. И радости, и горести, радости до счастья, горести до смерти – всё в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все эпизоды моей жизни».

Адрес музея: г.Чугуев, ул.Музейная, 8

Сайт: http://www.repin.in.ua