Захоронение первопечатника Ивана Федорова во Львове

Как известно, Иван Федоров является основателем книгопечатания в России и на Украине. Он – православный монах – занимал должность диакона в одном из кремлевских храмов Москвы, работал в типографии, построенной по приказу Ивана Грозного и с благословения митрополита Макария в 1564 г. выпустил в Москве совместно с Петром Мстиславцем первую русскую датированную печатную книгу «Апостол».

В 1571 г. Иван Федоров приехал во Львов, где основал типографию. Здесь в 1574 выпустил первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола».

Вскоре «друкарь Москвитин» был приглашен князем Константином Острожским в Острог (ныне Волынская область Украины) и в 1581 г. издал первую полную славянскую Библию, известную ныне во всем мире как «Острожская Библия».

В том же году Иван Федоров вернулся во Львов, где вновь попытался создать типографию. Однако изыскать необходимую сумму денег не удалось, и в декабре 1583 года он, хорошо известный своими работами, скончался в страшной нищете.

Онуфриевский монастырь

Похоронили его на кладбище Онуфриевского монастыря на Подзамчье во Львове. На его надгробной плите было высечено: «Иван Федоров, друкарь москвитин, который чаянием своим друкование занедбалое обновил. Преставился во Львове 5 декабря 1583 года. Друкарь книг пред тем не виданный».

Старинные погребения возле храма. Где-то здесь похоронили Ивана Фёдорова, а потом и его сына.

В конце XVIII века во Львове в связи с ростом эпидемий все кладбища в городской черте были ликвидированы. Тогда же перезахоронили и останки Ивана Федорова. Его надгробную плиту установили недалеко от алтаря.

Спустя два века, в 1972-1974 годах, в монастыре проводилась реконструкция. Археологи, которые детально исследовали территорию, в междверном пространстве толстенной средневековой монастырской стены обнаружили останки двух людей. Плотно закрытых коробок было две. Кости, лежавшие в первой из них, принадлежали 70-летнему мужчине; во второй коробке были останки 25-летнего. Исследовавшие их ученые с большой долей вероятности утверждали: прах принадлежит Ивану Федорову и его сыну Ивану. А то, что захоронение осуществлено было под самым иконостасом, свидетельствует о высоком уважении, проявленном монахами.

Об этой сенсационной находке в конце 70-х годов писали многие советские газеты и журналы. На сохранившихся костях верхних конечностей тогдашние исследователи пытались обнаружить остатки цинка, который был составной частью сплава для литья букв по западной технологии (в Москве для этого применялось олово). Собирались даже воссоздать портрет Федорова-старшего по методике знаменитого советского антрополога Михаила Герасимова. Не вышло: на черепах отсутствовали лицевые кости…

В итоге останки, разложенные в два короба, поместили на церковные хоры Онуфриевского монастыря, который превратился в Музей первопечатника.

Коробы покоились там до 1990 года, пока во Львове в очередной раз не разбушевались межконфессиональные страсти. Монахи в ультимативной форме стали требовать полного возвращения всего отобранного у них “Советами” имущества. Власти областного центра, за три года до этого “со скрипом” разрешившие возобновить функционирование Онуфриевского монастыря, накануне окончательного краха советского государства оказались бессильны контролировать ситуацию. Музей первопечатника, размещавшийся в монастырской церкви, было решено переместить в картинную галерею. Монахи даже помогали паковать экспонаты и грузить их на машины, чтобы перевезти на другое место.

Сначала они находились в помещениях Львовской картинной галереи, а затем оказались в здании, первоначально предназначавшемся для производственных нужд строителей. Ныне здесь расположился Музей древней книги (так сейчас называется Музей Ивана Федорова), с его уникальной экспозицией. Тут же – в это трудно поверить, но это так – в сейфе директора музея более двадцати лет находились останки первопечатника Ивана Федорова и его сына.

Тогда же, в начале 1990-х годов, под воздействием определенных сил началось выдавливание памяти о первопечатнике. Из монастыря изъяли мемориальную доску, установленную там в 1981 г. в честь друкаря-московитина. Переименовали Музей Ивана Федорова, знаменитый Украинский полиграфический институт имени Ивана Федорова. В новых названиях этих авторитетных учреждений первопечатник уже не упоминается. Прекратились регулярные в 80-е годы Федоровские семинары, на которые во Львов приезжали ученые из Киева, Москвы, Ленинграда, Вильнюса, Минска. В 90-е же годы началась развязанная антирусскими силами компания по перемещению памятника Ивану Федорову из центральной части города на окраину, то есть подальше от основных людских потоков, от туристических маршрутов. Лишь благодаря упорному сопротивлению общественности, в первую очередь Русского общества имени А.Пушкина, этот варварский план не удалось претворить в жизнь.

Однако, славное имя первопечатника и просветителя Ивана Федорова, по праву вошедшее в историю, не было забыто и в Галиции, где он провел последние, причем наиболее плодотворные годы жизни.

В декабре 2003 года в 420-ю годовщину смерти Ивана Федорова по инициативе Русского общества им.А.Пушкина была изготовлена и установка на территории монастыря мемориальная доска с выгравированной надписью: «На кладбище этой церкви 5 декабря 1583 года похоронен первопечатник Иван Федоров”.

Мемориальная доска, установленная в 2003 году

Общество сумело решить, казалось бы, нерешаемую задачу – договориться об установке мемориальной доски с иерархами монастыря. Ведь Иван Федоров был православным монахом, а Свято-Онуфриевский монастырь ныне находится во владении у греко-католиков. Однако договориться с хозяевами монастыря удалось – величественная фигура первопечатника является авторитетом для здравомыслящих людей, независимо от того, к каким конфессиям они принадлежат.

Подготовить проект мемориальной доски Русское общество имени А.Пушкина поручило своему активисту Игорю Михайловичу Корчевскому. Реализовал же этот проект известный львовский скульптор Петр Андреевич Мазур.

В 2004 году «МК» подробно рассказал о чудесах, происходивших вокруг обнаруженных останков. В частности, директор Музея искусства старинной украинской книги Лариса Спасская напомнила случай, имевший место 5 декабря 2003 года, после открытия в Свято-Онуфриевском монастыре мемориальной доски.

— Останки Федорова в тот момент “пылились” неподалеку: в сейфе местного музея древних книг, — рассказала «МК» г-жа Спасская. – И вот в тот самый вечер, после торжеств, с пыльной библиотечной полки с грохотом упал древний Требник. Ударившись об пол, огромная книга растворилась на странице “Погребение”.

Сотрудники музея чуть ли не каждый вечер слышали шаги и стоны в здании. Неприкаянный дух первопечатника явно маялся, требуя упокоения…

Только в 2014 году удалось провести экспертизу. «Специалисты подтвердили, что умерший был человеком преклонного возраста, это соответствует данным о Федорове. В костях также обнаружили двукратное содержание тяжелых металлов, которые в то время использовали при печати. Поэтому у нас нет сомнений, что это действительно Иван Федоров», — рассказала генеральный директор Львовской национальной галереи искусств имени Возницкого Лариса Возницкая-Разинкова.

В декабре 2014 года в храме монастыря Святого Онуфрия отцов василиан во Львове перезахоронили останки первопечатника Ивана Федорова. Мероприятия начались с перевозки раки с останками Ивана Федоровича из помещения Музея искусства древней украинской книги Львовской национальной галереи искусств в храм Успения Пресвятой Богородицы, где провели панихиду.

Торжественная процессия, в которой приняли участие представители всех религиозных конфессий Львова, прошла по улицам города от храма Успения Пресвятой Богородицы (ул. Русская) в монастырь Святого Онуфрия. Вместе с первопечатником перезахоронили останки его сына и еще двух человек.

Панихиду в храме Святого Онуфрия возглавил Высокопреосвященный владыка Игорь, архиепископ и митрополит Львовский, в сослужении с представителями всех религиозных конфессий Львова. Владыка Игорь отметил: «Иван Федорович — это давний деятель восточнославянской культуры, один из первых восточнославянских типографов. Он восстановил в монастыре Святого Онуфрия печатание книг. Был трудолюбивым и одаренным человеком. Человеком своего дела, который развивал талант, которым одарил его Господь…».

Выступая перед собравшимися в церкви Святого Онуфрия, исполняющий обязанности главы региона Юрий Турянский отметил, что в этом году Украина отмечает 440 лет со печати во Львове Иваном Федоровичем «Букваря» (первого восточно-славянского пособия) и второго издания «Апостола».

«Эти книги сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Символично и то, что сегодня на перезахоронении присутствовали представители всех религиозных конфессий. Книга нас объединяет», — сказал Юрий Турянский.

После завершения Литургии рака с останками Ивана Федоровича была заложена в стену храма Святого Онуфрия. Состоялось также освящение надгробной плиты первопечатнику. Эта плита восстановлена по рисункам Модеста Гриневецкого (протоигумена, церковного деятеля, богослова и историка, профессора и ректора Львовского университета), который в свое время видел эту плиту и нарисовал ее. Плита вмурована в то место, где похоронен Федоров.

Надгробная плита

Во время торжеств в храме экспонировались оригинал «Апостола», который хранится в настоящее время в Национальном музее им. Андрея Шептицкого, и факсимильная копия «Букваря», оригинал которого хранится в Гарвардском университете (США).

Похоронили Ивана Федорова на том же месте, где более 40 лет назад обнаружили останки.