Могила Д.А.Хилкова в Павловке

Могила русского общественного и политического деятеля, князя Дмитрия Александровича Хилкова (1857-1914) находится в селе Павловка Белопольского района Сумской области.

Тяжкий крест князя Хилкова

Князь Дмитрий Александрович Хилков родился в 1858 году в семье Александра Дмитриевича и Юлии Петровны (урожденной Джунковской) Хилковых. Наследник был не просто знатен — он являлся представителем древнейшего боярского рода, потомком Рюриковичей! В дальнейшем Дмитрия ждал Пажеский корпус, карьера офицера лейб-гусарского полка. Воспитанный в строгости и любви к Отечеству, в 1877 году он отправляется на русско-турецкую войну. За отвагу и профессионализм был награжден орденами св. Анны II и IV степени, св. Владимира IV степени. Хилков был смел и удачлив, его обожали подчиненные. По окончании войны остается служить на Кавказе — охраняет границы. В одном из кавказских селений он знакомится с духоборами. Идеи этих ссыльных, считающих себя христианами, но отвергающих внешнюю обрядовость церкви, перевернули сознание молодого офицера. Приняв на веру постулаты духоборцев и в частности то, что основным источником зла они считали частную собственность на землю, Хилков начинает новую жизнь.

В 1884 году Дмитрий выходит в отставку и поселяется в родовом имении своей матери — Павловках Сумского уезда. Отказавшись наслаждаться тем, что недоступно для других, живет в предельно скромной обстановке. Следующий его шаг ошеломил всю Российскую Империю. В 1885 году князь Хилков продает свою землю (430 десятин) крестьянам по цене 25 рублей за десятину. В глазах его сословия это было безумство (не говоря о социальном аспекте): ведь средняя плата за десятину составляла 400 рублей! Себе князь оставил 7 (по другим источникам 20) десятин и на хуторе Дмитровка стал жить личным земледельческим трудом, вызывая негодование дворян и уважение крестьян. Вскоре как разделяющий идеи Льва Толстого Хилков, по воспоминаниям самого писателя, становится «личным другом, человеком, понимающим его с полуслова». И тем, кто, в отличие от кумира, не на бумаге, а на деле, на собственном, как оказалось, горьком опыте осуществлял гуманные идеи «толстовства»!

Дом Хилкова под соломенной крышей скоро превратился в крестьянский центр. Там могли часами говорить о земледелии, о фруктовых садах, пчелах, кроликах и жеребятах. Крестьяне организовывали свои хозяйства, трудились и были довольны результатами. Вечерами штудировали Толстого, читали и другие книги из библиотеки, которую князь открыл для крестьян. Своих подопечных Хилков защищал от различных поборов и несправедливостей. В конце 1880-х годов он женился на Цецилии Винер — дочери сослуживца и товарища, ярого приверженца толстовства. Отвергая церковь, молодожены не обвенчались, появившихся на свет двое детей не окрестили, а соответственно, по тогдашним российским законам, лишили состояния и титула. Все это вызывало негодование. Одно из донесений Александру ІІІ гласило следующее: «Самый разительный пример — князя Хилкова, гвардейского офицера, который раздал землю крестьянам и проповедует на хуторе толстовское евангелие, с отрицанием церкви и брака, на началах социализма. Можно себе представить, какое действие производит он на невежественную массу…

Зло это растет и распространяется уже до границ Курской губернии, в местности, где уже давно в народе заметен дух неспокойный…» В 1892 году Дмитрия Александровича высылают с семьей на Кавказ. С плачем провожать своего «барина» вышел и хутор, и все Павловки…

В 1893 году супружескую чету Хилковых лишили и родительских прав. Отсудила внука трех с половиной лет Бориса и двухлетнюю внучку Ольгу мать Дмитрия Юлия Петровна — истовая монархистка и противница инакомыслия. В ссылке супругов ждали тяжкие испытания. Старший сын Борис вспоминал: «Заботы о хлебе насущном отодвигали на второй план не только «высокие» убеждения, но и всякие убеждения вообще. Были только голод, нищета и самая черная работа». Тем не менее, рождаются еще двое детей — сын Александр и дочь Елизавета. Лишь со временем было выхлопотано разрешение властей на переезд из зараженного малярией Тифлиса (где погибли более 2 тысяч духоборов) в Канаду. Хилков, великолепно образованный и легко говорящий на английском, вступил в переговоры с канадским правительством о размещении 7,5 тысяч сектантов. Его имя и фото мелькают в заграничных газетам. Однако из-за финансовых разногласий Дмитрий Александрович покидает Канаду и едет в Швейцарию, в тогдашний центр русской политической эмиграции…

Говоря о Хилкове, нельзя не сказать и о судьбе его крестьян. Зараженные социалистическими идеями, они, лишившись своего лидера, поддались влиянию некоего Моисея Тодосиенко — сектанта-хлыстовца, взбудоражившего крестьян и подвигшего их на бунт и кровопролитие. Поверившие предсказаниям 300 человек со словами «Правда идет!» двинулись к местной церкви… Разгром был остановлен, крестьян сослали на каторгу и в арестантские роты. Однако весной 1905 года и жители соседнего белопольского села Яструбиное с идеями о том, что «земля — Божья» (а значит ничья) и «всех господ надо выдушить до последнего», подняли бунт, разгромили до 2 тысяч помещичьих усадеб и взяли под контроль уезд. За свою «Ястребинскую республику» мужчины и женщины сражались на баррикадах… До «власти рабочих и крестьян» оставалось еще 12 лет, а тогда бунтовщики были повешены или сосланы на каторгу…

Но вернемся к Хилкову. В Швейцарии Дмитрий Александрович не смог не стать ярым революционером. Участвовал в работе и создании марксистских журналов и газет, печатался и в «Искре»… Но тянуло на родину и в 1906 году Хилков с семьей прибывает в Павловки. Видит результаты взращенных идей и жестоко разочаровывается: «Не утолив голода голодных, не дав зрения слепым, не вернув жизни умершим, — произведя раздоры и ссоры, кровопролития, убийства и грабежи, не сотворил ли я великого зла?» Его взгляды радикально меняются. Хилков возвращается в лоно православной церкви. Своих сыновей призывает служить царю и Отечеству. Живет анахоретом в Дмитровке, посильно помогая крестьянам, но более ничего не проповедуя. И все же… Обрушившееся осенью 1910 года на Хилковых горе было поистине карой Господней: одновременно покончили с жизнью обе их дочери — Ольга и Елизавета. Одна приняла яд в Тифлисе, другая — в Петербурге. Причины остались неизвестны до сих пор.

Останки Елизаветы перевезли в Дмитровку. Согласно же завещанию Ольги и на капитал от ее приданого в Павловках построили лучшую по тем временам больницу — с паровым отоплением, водопроводом, медоборудованием, карбидными фонарями. Она предназначалась для крестьян. Трудно переоценить значение «Ольгинской лечебницы» («Ольжинской больницы») в жизни всех последующих поколений живущих в Павловке и окрестных деревнях! Через четыре года, проведенных в разговорах с собственной совестью и молитвах, у князя, впоследствии прозванного «красным», появляется возможность искупить свою вину. В 1914 году он добровольцем идет на фронт. По личному распоряжению Николая ІІ назначен войсковым старшиной того самого полка, в котором служил на русско-турецкой войне. Но уже 21 октября 1914 года Хилков был убит в Карпатах. Через некоторые время сын Борис отыскал его могилу и переправил останки в Дмитровку.

Еще при жизни Дмитрий Александрович указал на место, где хотел бы быть похоронен, — рядом с дочерью. Он всегда заботился об этом холме, даже успел посадить деревья и кусты. Крестьяне на руках несли гроб, оплакивая «учителя и защитника», одного из ярких представителей своего времени…

О «красном» князе в Белополье помнили всегда. Крестьяне, от поколения к поколению передававшие рассказы о князе (сегодня это единственные 70-летние жители хутора Дмитровка Антонина Николаевна и Мария Александровна), учителя и директора Павловской школы… Но больше всех мечтала о сооружении памятного знака князю Хилкову сумчанка Ольга Недогарко, много лет посвятившая сбору материалов о князе, и о своем родственнике: ее прадед Семен Прокопенко был соратником Хилкова. Начиная с 1983 года неоднократно ставился вопрос об установлении памятного знака и надгробия на могильных холмиках. И вот — свершилось! В 2010 году все неравнодушные к истории родного края жители села Павловка, представители местной и районной власти, а также районного союза Партии регионов, предприниматели и фермеры, учителя, директор школы, редактор и сотрудники газеты «Белопільщина», пограничники (ведь хутор Дмитровка находится в приграничной полосе), а также Сергей Гуцан и Сергей Неговской, руководители клуба имени Булатовича, собрав нужную сумму, установили гранитный крест «Патриоту Отчизны от благодарных потомков», а также памятник на могилу Елизаветы Хилковой. Местным священником был отслужен молебен и отдана дань человеку, искавшему истину, заблуждавшемуся, но не на словах, а на деле любившему свой народ.

Юлия Лесина, shans.com.ua