Молчанский монастырь-крепость в Путивле

Молчанский монастырь-крепость в Городе Путивль является самой известной достопримечательностью Сумской области. Свою громкую славу Молчанский монастырь-крепость приобрел в период «смуты», когда по всему государству велись бои за царствование между Борисом Годуновым и «названным сыном» Ивана Грозного Лжедмитрием.

Царь-самозванец Лжедмитрий I в 1604 году занял крепость в Путивле под собственную резиденцию и выступил отсюда на Москву после смерти Бориса Годунова.

К тому моменту Молчанский монастырь и поселки вокруг него были одними из самых зажиточных, сюда съезжались купцы из ближних и дальних городищ. После 16 века подобный подъем Путивля не повторялся.

В период революций 20 века разрушения монастырского комплекса достигли невероятных масштабов, и лишь к 1990-м годам благодаря реконструкциям удалось вернуть крепости её прежний вид и пышное убранство.

Сегодня Молчанский монастырь-крепость является местом мирового паломничества как религиозный центр и памятник культуры. Архитектура женского монастыря реконструирована в стиле классического украинского барокко, а внутри комплекса продолжаются восстановительные работы.

Архитектурный ансамбль компактно группируется на вершине присеймского холма. Панорама монастыря открывается издали. Среди группы построек, тесно расположенных на небольшом приречном холме у окраины города, выделяются высотой и изысканностью силуэта собор Рождества Богородицы и колокольня. Их окружают настоятельский корпус, Иоанновская церковь, трапезная. С северной стороны сохранились две каменные оборонительные стены – внешняя и внутренняя. Это единственные, дошедшие до наших дней, остатки когда-то грозных укреплений Путивля.

В летописях XII века неоднократно упоминался деревянный острог, на месте которого в конце XVI века была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Невысокие стены имели три яруса бойниц. Уповая на надежность кремля, здесь в 1570-х годах устроили свое подворье монахи загородного Молчанского монастыря (ныне Софрониевский монастырь у села Новая Слобода Путивльского района). В 1580-1590 годах посередине крепостного двора они построили собор Рождества Богородицы, а к 1597 году прибрали к рукам и всю крепость, превратив ее в монастырь. В случае войны монахи были обязаны защищать монастырь-крепость. Позже собор неоднократно перестаивали. Надвратная башня превратилась в колокольню, а в XIX веке оборонные стены и башни стали активно разбирать на кирпичи, так что от старых укреплений сохранились лишь надвратная башня, перестроенная в колокольню, круглая наугольная башня слева при входе в монастырь с примыкающим небольшим участком крепостной стены и центральное сооружение – собор.

Композиция здания довольно необычна. Оно двухэтажное, состоит из трех высоких башен – центрального объема, алтаря и придела.

  Исследования, начатые в 1970-х годах архитектором В.И.Трегубовым и продолженные другими специалистами, определили, что такой облик храма – результат перестроек, проведенных на рубеже XVII-XVIII веков. Все три объема – центральный, алтарь и придел, а также галерея были построены одновременно в 80-е годы XVI века. Первоначально четверик главного объема завершался так называемой «горкой кокошников» с куполом, а алтарную башню венчал мощный каменный шатер, гораздо выше главы собора, что по церковным канонам недопустимо. Еще одним нарушением канонов был алтарь в виде надвратной башни, а не полукруглой апсиды. Видимо это было вызвано тем, что собор возводился на небольшом крепостном дворе, обстроенном со всех сторон. Для постройки трапезной, теплой церкви, собора, кладовых пороха и оружия, а также поварни в виде отдельно стоящих сооружений просто не было места. Пришлось все это объединить в одном здании. Кладовые – в подвале и на первом этаже (он назывался подклетом), трапезная и поварня – в подклете, собор и церковь – на втором ярусе, боевая камера с бойницами – на третьем ярусе над алтарем. Таким образом, собор принадлежит к редчайшему типу многофункциональных зданий, приспособленных к обороне. Их нередко называют «церковь-крепость». Неизвестные зодчие XVI века не только создали гармоничное архитектурное сооружение, но и решили важную инженерную задачу: с возведением собора система фортификации Кремля приобрела завершенность, и он стал неприступным.

В так называемое «смутное время», между 1606 и 1612 годами, собор горел, отстраивался и был вновь освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно перестроили. Сооружение приобрело черты украинского барокко. Это и неудивительно. Путивль являлся пограничным городом Русского государства, в нем бок о бок жили и русские, и украинцы. Взаимовлияние двух культур сказывалось на всем, в том числе и на архитектуре. Поскольку надстройку собора производил русский архитектор, «записной государев мастер» Матвей Ефимов, то результатом явилось сочетание общей композиции, характерной для украинского строительства, с типично русским декором. Например, стена алтарной башни украшена на всю высоту рядами квадратных ниш, которые размещены в шахматном порядке. Благодаря этому стена напоминает украинскую плахту. Необходимо отметить, что это единственный на Украине образец такого декора.

 Сейчас собор реставрируется. Восстанавливаются галереи, разрушенные в 30-х годах.

Надвратная колокольня находится западнее собора. С виду – стандартная двухъярусная постройка, увенчанная шатром с луковичной главкой. Однако ее детальное изучение в последние годы показало, что нижний ярус – это не что иное, как надвратная башня Кремля, построенная во второй половине XVI века. Сейчас ничто не напоминает об оборонном характере постройки: бойницы разрушены, внутренний ход, ведущий на боевую площадку стены, заложен кирпичом, да и сами стены, примыкавшие к башне, не сохранились, за исключением фундаментов в земле. В 1700 году шатровую деревянную кровлю башни разобрали и надстроили высокий восьмерик с арочными проемами звонов. Белая гладь оштукатуренных стен расчленена пилястрами и украшена многоцветными поливными изразцами местной работы. По внутренней лестнице можно подняться на верхний ярус колокольни, где когда-то висели колокола. С этой площадки видна панорама нагорной части города и бескрайних лугов, на фоне которых вырастает величественная громада собора.

Севернее колокольни находится одноэтажный корпус с круглой угловой башней. Это трапезная, пристроенная в 1730-х годах к древней крепостной стене с башней. Если обойти ее вокруг, то можно увидеть небольшую угловую башню Кремля, сильно перестроенную в 1880-х годах, а за ней – сохранившийся фрагмент крепостной стены XVI века. Она невысокая – около пяти метров, но значительная толщина, частое расположение бойниц верхнего и косого боя, наличие в первом ярусе ниш для установки артиллерии – все это говорит о ее оборонном назначении.

Эта стена упирается в мощную трехэтажную постройку, в которой сейчас с трудом можно узнать Иоанновскую церковь, сооруженную в 1866-1869 годах. Церковь построена в официальном русско-византийском стиле на месте разобранного храма XVI века. Несмотря на внушительные размеры, ее одноглавый силуэт хорошо вписался в ансамбль. После революции, когда монастырь как таковой был ликвидирован, купол церкви разрушили. На месте купола надстроили один этаж, и церковь стала похожа на большой жилой дом.

С южной стороны монастырского двора, между собором и колокольней привлекает внимание большой двухэтажный настоятельский корпус, построенный в 30-х годах XVIII века. Толстые стены корпуса и его местонахождение на самом склоне горы свидетельствуют о том, что в основе здания – древняя крепостная стена и, возможно, еще какие-то постройки XVI века.

  Если выйти из монастыря и спуститься лесной дорогой к Сейму, то с правой стороны у самой дороги по скату горы видна невысокая стена с бойницами разной формы: узкими – для ружейного огня, широкими арочными – для пушек. Признать в этой стене крепостную мешает ее слишком незначительная высота – около полутора метров. И тем не менее, перед нами – каким-то чудом сохранившийся элемент сложнейшей системы общегородских укреплений XVII века.

В 1620 году по приказу царя Михаила Федоровича эту стену построил Анисим Радишевский. Он был не только известным фортификатором, но и талантливым архитектором, инженером, артиллеристом, теоретиком градостроительства и военного дела. Стена, построенная им в Путивле, едва ли не единственное точно установленное его произведение, сохранившееся до наших дней. Она не только защищала проходившую вдоль нее дорогу, но и выполняла функцию подпорной стены, препятствовавшей оползням монастырской горки.

Из архивных источников известно, что монастырская гора прорезана множеством пещер и подземных ходов, некоторые из которых прорыты одновременно с постройкой Кремля. На протяжении XX века они не исследовались. Все это говорит о том, что монастырская гора хранит еще немало тайн. Археологические и спелеологические исследования помогут восстановить забытые страницы истории Путивля.

Важно отметить, что из Молчанского монастыря происходят немало замечательных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.