Мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Киеве

Мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы — мужской монастырь Украинской Православной церкви (Московского патриархата) в урочище Церковщина (Хутор Вольный) на выезде из Киева по Новообуховской трассе.

История

В «Житии прп. Феодосия Печерского» (†1074) (составлено прп. Нестором Летописцем на рубеже XI-XII вв.) рассказывается о том, что после создания наземных построек Киево-Печерского монастыря (1062) над местом изначального проживания иноков в пещерах, игумен обители прп. Феодосий ежегодно уединялся в одной из пещер на дни Великого поста, а иногда тайно от братии проводил это время в пещере у некоего села, подаренного монастырю (в этом подвиге он подражал прп. Савве Освященному, на что обратили внимание исследователи нач. ХХ в.). В «Патериконе» Киевского митрополита Сильвестра Коссова (1635) рассказ сокращен (упоминается только 2-я пещера), но сопровождается примечанием: «В Лесниках, где Глинецкий был монастырь»; в церковно-славянском печатном «Киево-Печерском Патерике» (с 1661) рассказ приведен полностью, примечание дано в иной редакции: «Отхождаше тай(но) в пещеру на село Лесники»; лежащее в 3 км южнее урочища с. Лесники (Киево-Святошинский р-н Киев. обл.) является в данном случае, по-видимому, только ориентиром, т.к. по письменным источникам оно известно с 1398 г. (или 1498 г.), но в XVII в. имело статус местечка. Известна также поздняя скорописная помета на полях опубликованной рукописи «Киево-Печерского Патерика» 1553-1554 гг. (1931): «Идеже монастырь бысть Успения Богоматерня, прозываемый Гнилецкий, и опусте от Батия».

Гнилецкий монастырь упоминается также в люстрации Киевского воеводства 1552 г. («Монастыр был Светое Пречистое Гнилецкий, и тому монастыру озера и сеножати бывали, нижли от татар запустели, и гоны бобровые. С тое пустотины выежчаеть слуга панцерный одноконь на службу господарскую») и актах Выдубицкого монастыря XVI-XVIII вв.: грамота Киевского митрополита Иосифа Солтана от 5 июня 1517 г. удовлетворяет прошение Выдубицкого игумена Иоакима о предоставлении «землищи, на имя Гнилец, где ж издавна был монастир, штож держал небожчик Микула Панькевич, слуга… Софейский (митрополичий)» (в первичной публикации акт датирован 1504 г.); выдержка из книг Киевского воеводства от 11 окт. 1616 г. описывает «урочище, названое Гнилечщизна; на котором… был монастир заложеня Светое Пречистое, названый Гнилецкий… которие от велю лет через неприятеля Крижа Светого (Св. Креста) будучи опустошоний и сплюндрований, аж до того часу пусто стоит, которого и на тот час руины муровие суть ясними и ведомими знаками»; в ведомости 1752 г. отмечена «Гнилещина, где был прежде манастырь мурованый Рождества Богоматери; и пещера в горе при оном же местцу». Ввиду того, что акты называют монастырь Гнилецким (от болотистой округи), слово «Глинецкий» в «Патериконе» иногда истолковывают как вариант названия, указывающий на местные отложения глин (их наличие подтверждено в 1980 г.).

Историю Гнилецкого монастыря реконструировали митрополит Евгений (Болховитинов) (он выдвинул тезис о возникновении монастыря после подвигов прп. Феодосия: Описание Киево-Печерской Лавры, 1826), профессора КДА Иван Максимович и Петр Лашкарев, ректор Киевского Университета Михаил Максимович, археолог Тимур Бобровский (Гнилецкий монастырь – пустынно-подвижнический и хозяйственный скит Лавры, повторивший в кон. XI – XII вв. ее путь развития из пещерной обители в наземную и запустевший по причине разорений Киева в XIII-XV вв.), свт. Филарет (Гумилевский) (обоснование факта подвижничества в Гнилецком монастыре прп. Герасима Вологодского, †1178: вологодская рукописьXVII в. о чудесах на могиле прп. Герасима называет местом его пострига до 1147 г. Глушенский монастырь в Киеве, но ученый считал это ошибкой переписчика, а профессор КДА Николай Петров – вариантом названия Гнилецкого монастыря, производным от близлежащего оз. Глушец), археолог Виктор Харламов (графическая реконструкция и датировка каменной церкви Гнилецкого монастрыя рубежа XII-XIII вв.).

Достоверность предания о подвигах прп. Феодосия в «Церковщине» признавалась дореволюционными авторами и допускалась в советское время (академик Петр Толочко, археолог Виктор Харламов, историк архитектуры Юрий Асеев). Отсутствие точной локализации тайной пещеры прп. Феодосия в древнем «Житии» может объясняться тем, что во времена прп. Нестора Гнилецкий монастырь еще только создавался, а статус скита диктовал ограничение его контактов с внешним миром; в свою очередь, появление указаний на урочище «Гнилец» в печатном «Патерике» могло быть мотивировано сохранением памяти о месте подвигов прп. Феодосия и об исконной принадлежности угодья Лавре: причастный к изданию 1635 г. свт. Петр Могила был ктитором Выдубицкого монастыря, у которого в нач. XVII в. Гнилецкие земли временно отторгли князья Корецкие (владевшие замком в Лесниках); после кончины свт. Петра (†1647) те же угодья являлись предметом поземельных тяжб между Выдубицким монастырем и Лаврой вплоть до секуляризации 1786 г.

Во 2-й пол. XVIII – нач. XIX вв. памятники Гнилецкого монастыря оставались известными некоторым киевлянам и жителям округи, но его история была отчасти забыта. В литературе сер. XIX в. упоминается о надписях, оставленных в пещерах посетителями XVIII в. Акты Выдубицкого монастыря 1768 г. приписывают братии Лавры произвольное наименование пещер урочища «Антониевыми», хотя это название могло появиться и в результате ошибочной ассоциации Гнилецких пещер у окрестных жителей с именем прп. Антония Печерского – родоначальника пещерного монашества на Руси и основателя Лавры; по крайней мере, в рукописном описании Киевщины 1785 г. с урочищем связан пересказ предания из «Патерика» с заменой имени прп. Феодосия на прп. Антония, а в нач. XIX в. окрестные жители называли один из Гнилецких водных ключей «Антониевым колодцем».Сведения о том, что расположенные около пещер руины являются остатками церкви Гнилецкого монастыря, постепенно исчезали из официальных документов, но закреплялись в устной традиции; так, описание 1785 г. гласит: «На оной горе, где оныя пещеры состоят, видно ныне, что, конечно, на оной состоял монастир или городок в древния времена, потому что и ныне видно ж как кирпичи, так и каменного несколко фундамента»; в нач. XIX в. «найдены в земле остатки церковного каменного здания: окрестные жители называют это место церковищем и говорят, по преданию, что здесь когда-то был монастырь». В 1819 г. Киевское губернское правление намеревалось «пещеру… оказавшуюся пустою и весьма удобною к укрытию бродяг, и даже самих разбойников, уничтожить», но Духовный Собор Лавры, отвечая на запрос о юридической принадлежности урочища (не входит ли оно в состав лаврских угодий), рекомендовал: «К ней особливое должно бы иметь уважение… ибо в оной имел пребывание… отец наш Феодосий Печерский». В 1826 и 1831 гг. о пещере и Гнилецком монастыре упомянул в своем «Описании» Лавры митрополит Евгений (Болховитинов).

Весной 1832 г. пещеры обнаружил (во время прогулки) не знавший о них ранее архимандрит Киево-Братского монастыря и ректор КДА свт. Иннокентий (Борисов), впоследствии архиеп. Херсонский (†1857). Оценка, данная им Гнилецким пещерам, стала «крылатой»: «Лаврские пещеры много изменены чрез расширение и повышение, конечно, ради богомольцев; а вот эти – настоящие, подлинные, как были ископаны святыми отшельниками». В то время урочище назвалось «Гадючий лог». В 1833-1836 гг. свт. Иннокентий исходатайствовал присоединение урочища к угодьям монастыря в Киево-Братской «Пироговской даче», в 1835 г. благоустроил вход в пещеры и показал их Михаилу Максимовичу, поставил часовню над одним из ключей, обследовал «церковище» и поделился с Максимовичем своей догадкой о связи этого места с Гнилецким монастырем, которую гость подтвердил в 1840 г. находкой известий об урочище в архиве Выдубицкого монастыря. К 1836 г. свт. Иннокентий устроил в урочище искусственный пруд и поставил избу для лесников. Ок. 1834 г. иеромонах Киево-Братского монастыря прп.Феофил Киевский выразил желание уединиться в Гнилецких пещерах, но его ходатайство было отклонено.С 1880-х гг. название урочища «Гадючье» начинает вытесняться топонимом «Церковщина».

В 1900 г. Братский настоятель епископ Димитрий (Ковальницкий), впоследствии архиеп. Херсонский (†1913), решил построить в «Церковщине» скит для престарелой братии и открыть при нем монастырское кладбище. 13 июня 1900 г. здесь состоялась закладка храма (он располагался на древнем церковище). Его строительство осуществлялось по проекту и под руководством епархиального архитектора Евгения Ермакова, к середине ноября был окончен корпус здания без куполов.

В нач. 1901 г. на должность строителя скита был избран насельник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря иеромонах Мануил (Ковш) (1850†1920). Летом была окончена отделка храма (без иконостаса, утвари, колоколов) и дома на 8 келий. Ниже устья урочища было развернуто строительство каменного здания, объединявшего св. врата, келью привратника и гостиницу. В кон. 1901 г. вышла в свет брошюра свящ. Иоанна Троицкого «Скит Пречистыя» (официальное название скита), которая стала своеобразным печатным органом «Церковщины», выдержав несколько переизданий (1905, 1908, 1909, 1913) с дополнениями (отражали текущие мероприятия по благоустройству урочища). Весной 1902 г. о. Мануил перешел в скит на постоянное жительство. Вместе с ним в «Церковщине» поселились 8 чел. братии и 2 сторожа. Насельники скита приступили к расчистке и укреплению пещер (состояние которых к нач. ХХ в. ухудшилось). Тогда же еп. Димитрий был переведен в Тамбов, и деятельная опека Киево-Братского монастыря над «Церковщиной» прекратилась: братии скита перестали выдавать денежное пособие и продукты. Тем не менее, 11 июня 1902 г. состоялось освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы, в том же году была окончена гостиница.

Бедственное положение скита побудило о. Мануила нанести в 1903 г. визит в Тамбов к епископу Димитрию, в Кронштадт – к [https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/ св. прав. Иоанну Кронштадтскому}, и в Гефсиманский скит Свято-Троице-Сергиевой Лавры – к прп. Варнаве (Меркулову); все они убеждали гостя потерпеть временные лишения и не покидать «Церковщину». Вернувшись, иеромонах Мануил нашел кладовые скита опечатанными: священноначалие Братского монастыря полагало, что строитель уехал навсегда. В этих обстоятельствах о. Мануил стал готовиться к новому отъезду (в Чернигов, куда его приглашал еп. Антоний), но, увидев во сне своего учителя прп. Иону Киевского (†1902), который обещал помощь, – решил остаться; вскоре начали поступать пожертвования, которых хватало на текущие расходы; впоследствии подобные видения и пророчества прп. Ионы о помощи повторялись неоднократно. В 1904 г. в скиту был построен еще один дом. Это позволило перераспределить использование помещений и увеличить число гостиничных комнат.

Переломным моментом в развитии «Скита Пречистой» стало завершение основных работ в пещерах: расчистка древних участков, укрепление их кирпичом в обвалоопасных местах, благоустройство подземной церкви для регулярных богослужений, – т.е. выполнение задачи, официально заявленной еще при учреждении скита. Триумфальным итогом названных мероприятий стало освящение 21 авг. 1905 г. пещерной церкви во имя прп. Феодосия Печерского. К 1908 г. скит возвел еще ряд жилых и хозяйственных сооружений, вел образцовое самостоятельное хозяйство (сад, огород, скотный двор), проложил водопровод (питаемый местными ключами), имел ремесленные и иконописную мастерские, принял на воспитание многих мальчиков-сирот. Устав для «Скита Пречистой» был заимствован из Ионинской обители.

С 1906 г. скит нес шефство над памятником Крещения Руси (см. Вознесенский Флоровский женский монастырь), с 1907 г. по указанию Киевского епархиального управления (куда с соответствующим прошением обратились жители г. Умани и его окрестностей) руководил устройством монастыря в с. Кочержинцы Уманского уезда, который имел 2 усадьбы в статусе «отделений Скита Пречистыя», с 1909 г. владел усадьбой в Киеве на Печерске, к 1913 г. – имел в своем ведении часовню Иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» (не сохранилась) при Киевском Религиозно-просветительном обществе(на ул. Большой Житомирской, 7), с 1916-1917 гг. – владел усадьбой в киевском предместье Демиевке. Кроме строителя Мануила, возведенного в 1912 г. в сан игумена, братию скита составляли в 1915 г. более 160 чел.

Заявленный украинской Центральной Радой в 1917-1918 гг. курс на отчуждение церковных земель породил в «Церковщине» тревогу, «как наш скит… не сочли за хутор монастырский и не отняли», в связи с чем «Скит Пречистой» добился преобразования в самостоятельный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы (1918). При этом обитель лично осмотрел Киевский митрополит Антоний (Храповицкий), который «нашел монастырь в цветущем состоянии духовном и хозяйственном». В окт. 1918 г. в ведение монастыря был передан Зверинецкий скит, пострадавший от взрыва артскладов на Зверинце 6 июня (в 1925 г. был обращен в самостоятельный). В 1919 г. иг. Мануил укрыл в монастыре от преследования большевиками князей Николая и Владимира Давыдовичей Жеваховых, одев их в одежды послушников. Тогда же он принял схиму с именем Серафим. Скорее всего, при посредничестве Жеваховых в руки писателя Сергея Нилуса попали автобиографические рукописи о. Мануила и записи его послушника Саввы Буренко, изданные писателем в 1919 г. общей книгой («Игумен Мануил»). В кон. I мировой войны в монастырской больнице находился на излечении будущий архиеп. Виталий (Максименко) (†1960), который упоминает об этом в своих мемуарах («Мотивы моей жизни»).

24 мая 1920 г. схиигумен Серафим (Мануил) преставился, после чего был похоронен в заранее приготовленном склепе (по устному свидетельству киевского схиархимандрита Серафима (Соболева, †2000), этот склеп под церковью Рождества Пресвятой Богородицы был впоследствии разграблен колонистами, что вынудило братию перенести погребение на братское кладбище обители, однако и там надгробие почившего не сохранилось). Следующим настоятелем монастыря стал архимандрит Феофан (Изотов, †1933).

В1922 г. в «Церковщине» поместили колонию несовершеннолетних правонарушителей, которая в кон. 1920-х гг. добилась принятия властями решения о выселении иноков из урочища. В 1942-1944 гг. обитель была на время возрождена. С 1950-х гг. «Церковщина» является территорией лечебного учреждения. В 1964 г. пещеры посетила организованная по инициативе Киево-Печерского историко-культурного заповедника, Института археологии Украины, редакции газеты «Вечерний Киев» и действующая на общественных началах комиссия по изучению киевских подземелий; в ходе посещения археолог Петр Толочко датировал пещеры XI-XII вв. по фрагментам керамики в одном из погребений. В 1976 и 1980 гг. археолог Виктор Харламов исследовал остатки древнерусской каменной церкви Гнилецкого монастыря, датировав храм рубежом XII-XIII вв. 16 июля 1979 г. киевский горсовет объявил «Церковщину» археологическим заповедником и зоной охранного ландшафта; 17 нояб. 1987 г. пещеры и фундаменты церкви Гнилецкого монастыря объявлены памятником археологии. Несмотря на усилия больницы МВД по консервации входов в пещеры, последние оставались объектом стихийного посещения, подвергались разграблению и повреждению.

В 1991 г. началась расчистка пещер от обвального грунта и мусора киевскими энтузиастами (первым был расчищен храм прп. Феодосия), одновременно здесь развернула работу археологическая экспедиция отдела «Киев подземный» Музея истории г. Киева; 13 янв. 1992 г. горсовет передал пещеры в ведение указанного Музея. В противодействие стихийному посещению пещер, 17 апр. 1998 г. была учреждена приходская община храма прп. Феодосия, в которую вошли участники расчистки пещер и археологической экспедиции; силами общины на единственном функционирующем на тот момент входе в пещеры к сент. 1998 г. была установлена бронированная дверь, после чего началось организованное посещение пещер под контролем общины и Музея; 21 сент. 1998 г. (праздник Рождества Пресвятой Богородицы) на уцелевшем водном ключе (в стороне от «Антониева колодца», обращенного в нач. ХХ в. в подземный водный резервуар) состоялся молебен с водосвятием (служение совершили насельник Ионинского монастыря иг. Иона (Черепанов, ныне еп. Обуховский, викарий Киевской Митрополии УПЦ) и настоятель Преображенского храма с. Лесники иерей Валерий Божок), а после него – крестный ход к пещерам (накануне технический персонал больницы соорудил над ключом каменную стелу и принял участие в расчистке террасы у входа в пещеры). Совершенный в февр. 1999 г. группой неизвестных лиц подкоп с проникновением в пещеры мотивировал обращение общины к священноначалию монастыря «Покровская Голосеевская пустынь» с просьбой продолжить опеку над святыней; с 27 авг. 1999 г. (память перенесения мощей прп. Феодосия) в пещерном храме прп. Феодосия начались регулярные богослужения (Литургии); в окт. 1999 г. Музей подписал с монастырем договор о сотрудничестве.

В 2001 г. МВД Украины передало монастырю здание клуба и администрации больницы, которое являлось корпусом недостроенного со времен «Скита Пречистой» Свято-Николаевского храма с примыкающими кельями; это позволило возродить в «Церковщине» скит. Силами скита на «Антониевом колодце» построена каменная часовня с купелью, установлен гранитный крест на «церковище», в 2003-2005 гг. завершено строительство Свято-Николаевского храма (см.: Архитектура). 26 февр. 2010 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о преобразовании скита в самостоятельный монастырь, его наместником был назначен скитоначальник архимандрит Тихон (Софийчук). Силами монастыря возле Свято-Николаевского храма построен ряд дополнительных малых сооружений: деревянный дом наместника (2011), каменная летняя трапезная для прихожан (нач. в 2011 г.), каменный киоск (2011-2013). В 2011 г. монастырь начал расчистку братского кладбища (единственное уцелевшее каменное надгробие, сброшенное в советское время с могилы врача, профессора Киевского Университета и благотворителя «Скита Пречистой» Варнавы Алексеевича Добронравова, †1915, было по частям перенесено в 1992 и 1998 гг. к перекрестку аллей близ «Антониева колодца»). При реструктуризации Музея истории г. Киева в 2012 г. отдел «Киев подземный» был упразднен, опека Музея над пещерами прекращена, однако специалисты бывшего отдела продолжают консультировать монастырь по вопросам режима посещения пещер, их расчистки и укрепления. С участием этих специалистов монастырь создает при пещерах церковно-историческую экспозицию.

Описание

Храм свт. Николая Мирликийского

К 1905 г. на юго-запад от Основного комплекса пещер было построено врезанное во внутренний склон урочища 1-этажное прямоугольное в плане кирпичное сооружение, поперечную ось которого образовывал один из входов в пещеры, северную часть – «пещерник» (вероятно, келья инока-смотрителя), южную – часовня для неусыпного чтения Псалтири и молитв о усопших. В ночь на 22 авг. 1905 г. (после освящения пещерной церкви прп. Феодосия) родственник двух иноков «Церковщины» (дед и отец) Даниил Палагут увидел во сне ангелов, собирающихся на пещерный холм, и прп. Феодосия Печерского с прп. Ионой Киевским, стоящих у «Антониева колодца»; при этом прп. Феодосий молвил: «Где стоит полк юношей, там будет построен собор». Вскоре увеличение числа паломников в «Церковщину» вызвало необходимость постройки большого наземного храма. Его закладка была совершена в июле 1907 г. Опубликованный в 1908 г. 1-й вариант проекта храма предполагал опору западной части сооружения на постройку с «пещерником» и часовней (которые превращались в «цоколь»), а восточной – на искусственную террасу склона. В том же году был окончен и накрыт временной кровлей 1-й этаж храма. Внутри была устроена временная часовня для неусыпного чтения Псалтири. В часовне установили большую медную чашу с крестом, куда была подведена вода из ключей. Предполагалась надстройка 2-го этажа с приделами прп. Антония Печерского (учителя прп. Феодосия) и прп. Серафима Саровского (учителя прп. Ионы Киевского; в авг. 1907 г. прп. Серафим явился иг. Мануилу во сне и предрек один из вкладов на постройку храма); наименование нижнего придела Свято-Николаевским обусловлено тем, что в детстве иг. Мануилу явился во сне свт. Николай Мирликийский. Участие «Скита Пречистой» в создании Уманских «отделений» вызвало приостановку строительства храма. Тем не менее, в 1909 г. скитские мастера-резчики готовили для него части иконостаса. Попытка скита возобновить строительство в 1914 г. не имела успеха из-за событий I мировой войны; при этом в 1915 г. был опубликован 2-й вариант проекта храма, предполагавший завершение верхнего этажа массивным «луковичным» 5-главием вместо шатра с маковками; иллюстрация изображает примыкающий с севера к 1-му этажу храма 2-этажный корпус. На 1918 г. последний занимали «пещерники» и бакалейная лавка.

К кон. ХХ в. фасады с большими прямоугольными окнами (вместо пар меньших сводчатых окон), покрытые бежевой плиткой (цоколь был облицован блоками черного гранита), ничем не выдавали изначального назначения постройки. Из-за переувлажнения алтарной стены нач. ХХ в. вдоль нее была выстроена другая восточная стена, на которую опиралась кровля здания (т.о. алтарная стена оказалась под открытым небом и служила подпорной на склоне урочища). Основное храмовое помещение занимал зрительный зал клуба больницы (алтарь – кинопроекторная), северный корпус – администрация. 6 янв. 2001 г. (канун праздника Рождества Христова) братия Голосеевской пустыни получила ключи от здания, 9 янв. в него прибыли первые насельники. В течение нескольких месяцев в здании функционировал временный домовый храм, но к Рождеству 2002 г. было осуществлено первичное благоустройство постоянного храма в бывшем зрительном зале. В 2003-2005 гг. проведен капремонт сооружения. После удаления с фасадов плитки и блоков гранита было установлено, что стены повреждены вследствие усадки и переделки окон, а декор «кирпичного стиля» стесан. Признав нецелесообразной полную перестройку стен 1-го этажа и надстройку 2-го, к-рый усилил бы давление на склон с пещерами, священноначалие скита и его архитектурные консультанты приняли решение оштукатурить фасады (с сохранением некоторых черт их дореволюционного стиля), перекрыть существующий этаж новой кровлей (с «нахлестом» на гребень алтарной стены нач. ХХ в. при сохранении параллельной стены советского времени) и надстроить купола, компилируя элементы обоих вариантов проекта (от 1-го варианта – форма центрального купола и идея боковых маковок, от 2-го – шатры над боковыми входами в здание; при этом в башенке под южным шатром устроена звонница). 30 дек. 2005 г. освящение храма совершил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении наместника Киево-Печерской Лавры архиеп. Вышгородского Павла (Лебедя, ныне митр. Вышгородский и Чернобыльский); т.е. весь процесс создания храма с учетом цокольной постройки 1904-1905 гг. занял ровно 100 лет (после освящения в храме выполнены внутренние росписи).

Пещеры

Известны как Гнилецкие, Пироговские, «пещеры Хутора Вольного», «пещеры у с. Лесники». Ископаны в лёссовом (песчано-глинистом) грунте, объединены в 2 комплекса – Основной (Южный, «Феодосиева пещера») и Северный («Гадючеярский»). Основной комплекс – лабиринт протяженностью ок. 370 м и окружающие его отдельные пещеры в мысовидном лёссовом останце, образующем северный склон устья урочища; Северный комплекс – группа пещер в продолжении мыса, отделенном от останца впадиной со стороны долины Днепра.

В 1832 г. свт. Иннокентий, проникнув в пещеры через лаз на юго-западной стороне останца, смог дойти до пещерной церкви, а также заметил другой, заваленный вход в пещеры на противоположной стороне останца. К 1836 г. юго-западный вход выглядел благоустроенным, со створчатой дверью и навесом (к кон. ХХ в. замурован). Близ него внутри пещер находился провал в нижний ярус подземелья. К 1901 г. юго-восточный вход был закрыт досками. До нач. ХХ в. пещерная церковь вмещала не более 5-ти чел. Близ восточной стены храма располагался земляной столп от сводов до пола, пробитый крест-накрест двумя арками и представлявший собою киворий с престолом; с церковью соседствовали 3 кельи с лежанками в двух из них. В кон. февр. 1903 г. послушник «Скита Пречистой» Евфимий Рышов обнаружил в северо-западной части останца провал в пещеру с усыпальницами. В ходе расчистки и укрепления пещер «кирпичом, где было необходимо», этот погребальный участок был соединен кольцевым обходом с ранее известными подземельями останца. Найденные при расчистке мощи в виде костных останков (в т.ч. более 50-ти черепов) были сложены в одной из усыпальниц. Относительно части найденных останков братия «Скита Пречистой» приняла мнение, что они принадлежали инокам, засыпанным при нападении татар. Найденные предметы монашеского обихода (в т.ч. керамические светильники, кожаные пояса, параманы и обувь) были выставлены для обозрения в специальной витрине. В ходе реконструкции 1905 г. пещерный храм был увеличен в площади (дл. 6,15 м, шир. 2,8 м) и высоте (3,5 м), получил овалообразный план, интерьер украсили кирпичные иконостас (в виде 3-пролетной аркады) и киворий (вместо земляного), в стене между алтарем и примыкающей с севера пономаркой оборудовали печь с дымоходом на вершину останца, в 1909 г. над юго-восточным выходом из пещер (к которому вел подъем из церкви прп. Феодосия) была сооружена деревянная звонница (не сохранилась). После 1905 г. «Скит Пречистой» продолжил работы в пещерах: были реконструированы (укреплены) некоторые древние помещения, создано несколько новых помещений и коридоров, найдено минимум еще одно погребение, сооружены 2 дополнительные обогревательные печи.

Кроме основного (где расположены храм, большинство келий, усыпальницы) и залегающего под ним «нижнего» ярусов лабиринта, в Основном комплексе можно выделить еще 3 уровня: 1) подъем к северу от усыпальниц и к юго-востоку от церкви прп. Феодосия; 2) спуск из «нижнего» яруса в «цоколь» под Свято-Николаевским храмом (в ХХ в. фундамент стены, построенной вдоль старой алтарной, отсек данный участок от лабиринта); 3) обнаруженный в 1992 г.и исследованный в 1997-1998 гг. участок из двух заваленных коридоров и двух келий под вершиной останца. В 1992 г. в раскрыты 2 древнерусские хозяйственные ямы в юго-западной части лабиринта, в 1993 – хозяйственная яма в западной части и один из участков Северного комплекса пещер (впервые зафиксированного в 1870-х гг.) – несколько келий и часовен. По итогам археологических исследований нач. 1990-х гг. Тимур Бобровский предложил свою версию поэтапного формирования ансамбля пещер в XI-XV вв.: кон. XI – нач. XII вв. – южный участок Основного комплекса (с кельями и хозяйственными ямами), XII в. – северный участок Основного комплекса (с усыпальницами), XIII-XIV вв. – восточный участок Основного комплекса (с церковью и кельями), а также Северный комплекс.

Значительная суммарная протяженность Гнилецких пещер, их многоярусность, сложная структура лабиринта Основного комплекса, сохранность и доступность обозрения в нем широкого разнообразия всех функциональных типов помещений (храмовых, жилых, хозяйственных и погребальных) древнерусского подземного монастыря (церковь прп. Феодосия и большой неоконченный храм нач. ХХ в. с лёссовыми стенами и сводами в южной части лабиринта, кельи с лежанками и молельными нишами, земляными седалищами и «затворническими» входами, хозяйственные ямы различных размеров и форм, погребальные крипты нескольких видов и кимитирии с нишами для «глав»), – ставят данный церковно-археологических памятник в разряд уникальных, делают его наглядной иллюстрацией ко многим летописным эпизодам первоначальной истории Лавры (тогда как в лаврских пещерах интерьер доступных для обозрения участков был значительно изменен в XVII-XIX вв.). Иван Максимович назвал Феодосиевы пещеры урочища «замечательнейшими» из монашеских пещер, сохранившихся в киевской округе за пределами Лавры.

В 1920-х гг. воспитанники размещенной в урочище колонии положили начало разграблению лабиринта Основного комплекса пещер; мощи (костные), найденные во время последних археологических раскопок и расчисток (с 1991 г.), собраны в кимитириях северного участка лабиринта. Братия монастыря почитает эти останки как св. мощи, частицы от них были переданы в некоторые храмы России.

«Церковище»

Расположено в верхней части урочища, около главного корпуса больницы, в 250 м к северо-западу от Основного комплекса пещер, образуя с ними и Свято-Николаевским храмом триаду памятников Гнилецкого монастыря и «Скита Пречистой». В настоящее время «церковище» представляет собой прямоугольную в плане ровную парковую площадку, под которой находятся законсервированные фундаменты каменной древнерусской Пречистенской церкви. В 1899 г. Петр Лашкарев писал: «Место, на котором стояла она, представляется по всем направлениям изрытым и выделяется только кучами строительного щебня, которыми покрыто. Деланные нами одно время попытки наследить, по крайней мере, фундамент древнего здания оказались безуспешными. Кроме перерытого кладоискателями из окрестных деревень кирпичного лома и перемешанных с землею цемента и костей, мы не встретили ничего». При копании в 1900 г. рвов под фундамент храма Рождества Пресвятой Богородицы профессор КДА В.Завитневич нашел здесь поливные плитки от пола, фрагменты фресковой штукатурки, «много человеческих костей, но без гробов и без следов погребальных ям. Кости эти, при внимательном исследовании их положения, не производят, однако же, впечатления случайно набросанного мусора: большею частью это более или менее цельные костяки, которым недостает лишь некоторых частей… находимых тут же по соседству. Вообще, наблюдатель выносит такое впечатление, что эти кости принадлежат людям разных полов и возрастов, погибших во время какой-то катастрофы, правдоподобнее всего войны». Часть предметных находок была помещена в специальной витрине в притворе церкви Рождества Пресвятой Богородицы, другая часть – передана в Церковно-археологический музей КДА.В 1925 г. директор лаврского музея П. Куринной и археолог В. Ляскоронский провели раскопки у алтаря и западной стены церкви Рождества Пресвятой Богородицы, обнаружив древнерусские строительные материалы, фрагменты фресок, металлического сплава, керамической и стеклянной посуды, лежащие на значительной глубине в положении на спине без гробов (и инвентаря) и ориентированные на запад человеческие скелеты (некоторые принадлежали людям молодого возраста), а также кости животных (последние были выявлены только у западной стены). В сер. ХХ в. храм был разобран.В 1976 г. археолог В. Харламов обнаружил, а в 1980 г. полностью раскрыл и исследовал фундамент древнерусской церкви. Почти квадратный план фундаментов с выступающей на восток апсидой, остатки 4 внутренних опорных столпов, наличие характерной для кон. XII в. малоформатной плинфы в качестве основного строительного материала, отсутствие внутренних ленточных фундаментов, остатки профилированных пилястр, малая ширина боковых нефов говорили о принадлежности здания к типу однокупольных церквей, характерных для русского зодчества рубежа XII-XIII вв. Небольшие размеры храма (10,4 х 9,6 м) подтверждали его скитский статус при Лавре. В нач. XXI в. на консервирующей фундаменты площадке силами монастыря установлен гранитный крест; в храмовый день (21 сент.) к нему совершается крестный ход (с молебном).

Святые

  • Прп. Феодосий Печерский (†1074) — один из основателей Киево-Печерской Лавры, первый отшельник на месте будущего Гнилецкого монастыря в «Церковщине».
  • Прп. Герасим Вологодский (†1178) — постриженник Гнилецкого монастыря, основатель Свято-Троицкого Кайсарова монастыря в Вологде (1147), один из первых подвижников Русского Севера.
  • Свт. Иннокентий, архиеп. Херсонский и Таврический (Борисов, †1857) — известный проповедник и богослов, возродивший Святогорскую пустынь на Северском Донце (ныне Лавра, 1844) и ряд древних монастырей Крыма (в Бахчисарае и Инкермане, 1850-е гг.); в бытность ректором Киевской Духовной Академии и настоятелем Киево-Братского монастыря (1831-1841) благоустроил в «Церковщине» монастырский хутор (1833-1836), открыл вход в Гнилецкие пещеры для посещения богомольцами, привлек к истории этой святыни внимание ученых (1835).
  • Сщмч. Иоасаф, еп. Могилевский (Жевахов, †1937) — в миру князь Владимир Давидович Жевахов, потомок древних грузинский князей, а также родичей гетмана Даниила Апостола и свт. Иоасафа Белгородского (Горленко, †1754); меценат первого возрождения Зверинецких пещер в Киеве (1912-1915); в 1919 г. вместе с братом Николаем Давидовичем Жеваховым, скрываясь от большевистских репрессий, нашел временный приют в «Церковщине» у схиигумена Серафима (Мануила) и носил облачение послушника.
  • Прмч. Евтихий (Качур, †1937) — инок «Церковщины» в дореволюционное время, впоследствии гонимый богоборцами пастырь (иеромонах, на момент мученической кончины — игумен).

Святыни

  • Список иконы Божией Матери «Пантанасса» (написан в 1997 г. для киевской церкви Спаса на Берестове, настоятелем которой нынешний наместник монастыря архимандрит Тихон (Софийчук) стал до назначения скитоначальником «Церковщины»; после закрытия Спасской церкви на длительную реставрацию (2001) образ перенесен в Свято-Николаевский храм).
  • Мироточивая икона Спасителя (в Свято-Николаевском храме).
  • Малая мироточивая икона Спасителя (в пещерном храме прп. Феодосия).