Национальный историко-культурный заповедник «Качановка»

Качановка — дворцово-парковый ансамбль, расположенный недалеко от одноимённого села Ичнянского района Черниговской области Украины. Начал формироваться в 1770-х годах, наибольшее развитие получил в середине и второй половине XIX века.

В 1981 году на основе ансамбля был создан историко-культурный заповедник «Качановка», которому в 2001 году присвоен статус национального. Является единственной среди усадеб восточной Украины, которую удалось сохранить в комплексе.

В 1771 году по поручению императрицы Екатерины II, хуторы Парафиевка и Качановка были куплены в казну и декабре того же года подарены русскому полководцу графу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому, который решил в своей новой усадьбе создать одну из резиденций президента Малороссийской коллегии и генерал-губернатора Малороссии.

По его заказу по проекту московского архитектора Карла Бланка малороссийский зодчий Максим Мосцепанов возвел большой дворец в псевдоготическом стиле. А вскоре, вокруг дворца М. Мосцепановым был разбит парк, причём, в марте 1777 года Пётр Румянцев лично отдавал распоряжения об его устройстве: «Хотелось бы мне, чтобы не теряя времени и в Качановском хуторе, перспективы что Вы начали от рощи к роще, были продлены справа вплоть до березовой рощи, а с левого до самой дороги, которую садовник направил на полуостров… 21 марта 1777 года».

В это же время в усадьбе рядом с дворцом были построены несколько служебных помещений и флигелей, а в парке возведены несколько декоративных зданий, из которых до наших дней сохранились лишь грот под «беседкой Глинки» на холме над прудом и архитектурная композиция «Романтические руины».

После Петра Румянцева в 1796 году усадьба в Качановке перешла по наследству к его сыну Сергею Петровичу Румянцеву, который в 19 мая 1808 года продал её и все жалованное его отцу имущество в Черниговской губернии Григорию Яковлевичу Почеке и его жене Прасковье Андреевне. Во время их владения Качановкой имение было существенно перестроено — на месте снесённого румянцевского дворца было выстроено одноэтажное здание в стиле русского классицизма, перепланирован парк. Прасковья Андреевна, которая после смерти мужа в 1816 году стала единоличной хозяйкой усадьбы, начала строительство Георгиевской церкви, законченное уже в 1828 году, после её смерти.

После смерти Прасковьи Андреевны в 1824 году, усадьба, по их совместному с мужем завещанию, ввиду их бездетности, перешла к её сыну от первого брака, камер-юнкеру Григорию Степановичу Тарновскому).

Григорий Тарновский начал строительство большого дворца в стиле классицизма. При нём был достроен второй этаж, с невысоким барабаном, на котором расположился купол, придавший зданию более центричный характер, украшены фасады. Изменилась и планировка парка.

В усадьбе Тарновский собрал большую библиотеку и коллекцию картин, среди которых были произведения известнейших русских и европейских мастеров, завёл домашний оркестр, перекупив у соседа Григория Галагана известного крепостного скрипача, а заодно и скрипку Страдивари.

Считая себя покровителем искусств Григорий Тарновский превратил Качановку в очаг местной культурной жизни. В Качановке гостили многие известные писатели, поэты, композиторы, художники. В 1835—36 годах у Тарновских впервые гостил Николай Гоголь. В 1838 году в Качановке всё лето жил Михаил Глинка.

В имении знаменитый композитор любил работать в румянцевском гроте под беседкой на холме рядом с прудом. С тех пор она получила название «беседка Глинки». Здесь он продолжил работу над оперой «Руслан и Людмила», в частности были написаны «Баллада Финна» и «Марш Черномора», которые впервые исполнили музыканты Тарновского в парадной столовой под управлением самого Глинки. Кроме того, композитор несколько раз в Георгиевской церкви дирижировал хором, в составе которого пел и приехавший с композитором баритон Семён Гулак-Артемовский. После посещения Качановки Глинка на слова Н. Маркевича написал патетическую кантату «Гимн хозяину», посвящённую Григорию Тарновскому.

При Василии Тарновском-младшем Качановка вновь стала одним из центров культурной жизни, который посещали известные художники, писатели и учёные того времени. Интерес к его коллекции привёл в Качановку Илью Репина, работавшего в это время над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Почти всё лето 1880 года вместе со своим учеником Валентином Серовым художник провёл в усадьбе. Хозяина усадьбы он запечатлел в образе угрюмого казака на «Запорожцах», картине «Запорожский полковник» («Гетман») и рисунке «Казак», а его жену Софью Васильевну в картине «У рояля».

Меценатство разорило Тарновских в конце XIX века, и дворец в Качановке выставили на аукцион. Имение купил сахарный король Российской империи Павел Харитоненко, уплатив 1 млн. золотых рублей.

Сахарозаводчик модернизировал фасад, построил водопровод и канализацию, провел электричество и телефон, а впоследствии подарил Качановку на свадьбу дочери Елене и ее мужу князю Михаилу Урусову.

Когда молодые шли под венец, Харитоненко приказал засыпать главную парковую аллею сахаром, что должно было символизировать для новобрачных сладкую жизнь.