Николаевская церковь в Диканьке

Николаевская церковь в поселке Диканька Полтавской области — родовой храм-усыпальница семьи Кочубеев.

Как свидетельствуют не только народные предания, но и архивные документы, в седой древности, когда Диканьскими землями владел архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, на одном из пней в лесу близ Диканьки загадочным образом появилась икона святителя Николая. Удивленные прихожане перенесли ее в действующую в то время в селе церковь. Однако на следующее утро иконы в церкви не обнаружили, но опять увидели ее на том же пеньке. Находку возвращали в церковь, но каждый раз она непременно оказывалась снова в лесу. Слава об иконе распространилась, и, чтобы освятить место чуда, решили там построить храм. Так с благословения черниговского святителя, усилиями простых людей и казацкой старшины в 70-х годах XVII века была возведена деревянная Николаевская церковь. На памятном пне установили метровый дубовый крест, а сам храм устроили так, что эта реликвия осталась в его алтарной части. Конечно же, в новом храме Божьем наиболее почитаемой была икона угодника Божьего, которая со временем стала неисчерпаемым источником чудотворения, а окружающий лес с тех пор называют Николаевским.

С 1660 года Диканька входит в состав Великобудищанской сотни Полтавского казачьего полка. Прошло время, и архиепископ Черниговский передал Диканьские земли генеральному судье Запорожского войска Василию Леонтьевичу Кочубею — внуку Андрея Кучук-бея — выходца из Крымской Орды (родоначальника), принявшего православную веру и поселившегося на свободных землях «Дикого поля» на левом берегу Днепра, и эта акция была подтверждена гетманским универсалом 1687 года. За тем этими землями владел его сын Василий Васильевич (бунчуковый товарищ (1727), с 1727 по 1748 гг. Полтавский полковник. Скончался 21 августа 1743 г в Жуках, где и был погребен, хотя место его захоронения до сих пор остается спорным). В 1754 году сын Василия Васильевича Кочубея — Павел Васильевич получил благословение Киевского митрополита Тимофея (Щербацкого) и перестроил деревянный храм, расширив его. Церковь в то время стала центром паломничества страждущих и обездоленных людей, которые непрерывным потоком стекались к своему Небесному покровителю и утешителю.

Новая каменная церковь на месте старой деревянной была выстроена в 1794 году на средства его потомка Виктора Павловича Кочубея (11 ноября 1768 г. — 3 июня 1834 г. Погребен в Петербурге в Александро-Невской лавре), который, дослужившись в Петербурге до высоких постов придворной иерархии (1799 г.- граф Российской империи, с 1801 года присутствовал по Высочайшему повелению в 1 департаменте при Его Величестве, Член Государственного Совета, министр Внутренних дел (1802), с 1831 года князь), получил на это синодальное благословение.

Проект храма выполнен в стиле классицизма известным зодчим той эпохи Николаем Александровичем Львовым. Кстати, Львов получал многочисленные заказы от влиятельных вельмож того времени Воронцовых, Завадовских, Безбородко, Кочубеев, а Николаевская церковь в Диканьке была одной из первых построек ротондальной формы, приобретавшая распространение в культовой архитектуре того времени.

По фасаду храм украшен колоннами, а на входе — портиком дорического ордера с треугольным фронтоном. Невысокий (15 метров) и не очень широкий (25 метров в диаметре), он, кажется, парит в воздухе над окраиной леса. Нежно-белая, увенчанная зеленой полусферой купола, с маленькой позолоченной главкой с крестом, церковь прекрасно гармонирует с окружающим живописным пейзажем.

  При строительстве Николаевской церкви впервые применена система двойного купола, это изобретение позже заимствовал архитектор А.Н. Воронихин при строительстве знаменитого Казанского собора в С.-Петербурге. В межкупольном пространстве на третьем этаже Николаевской церкви, куда ведет узкая боковая винтовая лестница, разместились хоры. Внутренняя поверхность большого купола расписана библейскими сюжетами, среди которых на фоне голубого неба нарисованы ангелы. В барабане купола имеются невидимые изнутри окна, дневной свет, попадая через которые, освещает центральный зал. Когда церковный хор пел во время службы, то казалось, что его мелодичные звуки доносились прямо с небес, а волшебные звуки песен, исходившие высоко над головой, усиливались еще и прекрасной акустикой храма.

Неразгаданной тайной построения храма являются уникальные «воздушные печи», размещенные между первым и вторым этажами. С их помощью когда-то не только обогревали, но и проветривали помещение, сохраняя постоянную температуру и влажность. И делали это не хуже современных кондиционеров.

 В 1851-1852 годах под церковью была обустроена семейная усыпальница. Здесь похоронены пять князей и три княгини из рода Кочубеев. Первым был похоронен сын строителя церкви Виктора Павловича Кочубея — князь Василий Викторович 1812-1850 гг., проживший всего 38 лет. Камергер двора Его Величества (1845), действительный статский советник, он служил помощником попечителя Петербургского учебного округа, а прославился как археолог и нумизмат, коллекция монет которого (более 700 штук) была одной из крупнейших и самых ценных в России. Рядом похоронена его жена княгиня Елена Павловна (урожденная Бибикова) 1812-1888 гг. Эти два массивных саркофага сделаны из белого мрамора с тонкой резьбой на крышках. Привезены они были специально из Италии. Здесь же под мраморной плитой в полу похоронена и их дочь княжна Мария Васильевна Дурново (урожденная Кочубей) 1848-1896 гг. Глухую стену склепа украшают удивительной красоты мозаичные иконы неизвестных мастеров.

Здесь же похоронены: владелец Диканьки князь Сергей Викторович 1820-1880 гг.; его жена княгиня Софья Александровна (урожденная Бенкендорф) 1825-1875 гг.; их сын Леонтий Сергеевич 1864-1865 гг., умерший еще в младенчестве; следующий владелец Диканьки — наследник князь Василий Сергеевич 1862-1911 гг. — поручик Кавалергардского полка, адъютант великого князя Владимира Александровича (1887-1890) и его единственный сын — князь Сергей Васильевич 1884-1909 гг. — корнет Кавалергардского полка (1909).

Каждое захоронение имеет свои отличительные черты, отличается конструкцией, цветом саркофагов и их отделкой. До ограбления усыпальницы в 1919 и 1933 годах особенно выделялась позолота склепа. Роскошь, с которой были сделаны Кочубеевские захоронения, поражает и поныне, ведь они не уступали царским. Сейчас от той роскоши мало что осталось. Сдирая золото со склепов, и ища его в саркофагах, осквернители не гнушались ничем. Мраморные плиты были повреждены, а украшения содраны. Отныне мы можем только догадываться о роскоши этого захоронения.

Уникальным является иконостас храма из мореного дуба, выполненный украинскими мастерами-умельцами, которых специально посылали на учебу в Италию. Поражает замечательная тонкая резьба по дереву, обрамляющая иконы, написанные петербургскими иконописцами.

Также сохранился пол, выложенный из мраморных плит серого, белого и черного цветов и киот над тем местом, где похоронены Василий и Елена Кочубей, памятник из черного мрамора и мемориальная доска в честь князя и княгини. Здесь же стоят иконы святого Василия Великого и равноапостольной царицы Елены. Алтарь из белого мрамора поднят на две ступеньки, а справа — из черного мрамора на три ступеньки поднимается то место, где молились Кочубеи.

Из глубины XVII в. пришел к нам и пенек с дубовым крестом в алтаре, на котором была обнаружена икона святого Николая-чудотворца, и которая была причиной основания тогда еще деревянной церкви. Эта чудотворная икона когда-то привлекала к себе многочисленных верующих, которых не оставляла надежда на исцеление или лучшую судьбу.

Бывала здесь не раз и Мария Ивановна Гоголь-Яновская из Васильевки, находящейся в тридцати верстах от Диканьки. Расстроенная горем от появления уже второго мертворожденного ребенка, в свои семнадцать лет она не раз ездила сюда к образу Святого Николая-угодника, вымаливая жизнь и счастливую судьбу для третьего будущего ребенка, много раз просила  угодника заступиться  за  них,  даровать  им здоровое  дитя; судьба

сжалилась над ней — родился сын… В честь этой церкви и ее чудотворной иконы она и нарекла новорожденного сына Николаем. Который впоследствии стал великим писателем, и часто посещал Николаевскую церковь.

Рядом с храмом расположена оригинальная каменная колокольня, построенная по проекту архитектора Луиджи Руска, Строительство ее было начато несколько позже и завершено из-за финансовых трудностей лишь в 1827 году. Она представляет собой двухъярусную каменную постройку, для которой специально были изготовлены два колокола — весом 2.5 и 8 пудов. В ясную погоду мелодичный перезвон этих колоколов можно было услышать даже на окраинах Полтавы.

 … После революции 1917 года церковь претерпела немало горя и разрушений, однако выстояла. В 30-х годах вокруг нее вырубили лес, сняли ограждение — мраморные столбы с массивными чугунными цепями, вывезли каменные плиты мостовой, выложенной для крестных ходов вокруг церкви. В период гражданской войны и голода 1932-1933 годов были разграблены княжеские захоронения в склепе под храмом. Церковь не раз закрывали, но она действовала. В тяжелые годы Великой Отечественной войны верующие собрали солидные средства в фонд Победы, здесь служилась специальная литургия: «… в помощь нашу и подаждь воинств нашему в Имени твоем победит».

 В 1963 году храм вновь закрыли и вскоре в помещении организовали атеистический музей. С 1985 года Николаевская церковь была признана памятником архитектуры и стала отделом государственного историко-краеведческого музея. Во время этой неразберихи исчезли многие предметы церковного имущества: иконы XVII-XVIII веков, кресты, подсвечники, старинные книги и другие ценные реликвии. И только в 1998 году храм был вновь возвращен верующим. 16 июля 1989 года состоялось его торжественное открытие и новое освящение.

Древний пень, на котором когда-то произошло чудо явления святого образа, и сейчас находится в алтарной части храма. Сама чудотворная икона святителя Николая, как считают современные историки-краеведы, хранится в фондах Полтавского картинной галереи, но реставрации якобы уже не подлежит.