Памятная доска о пребывании А.С.Пушкина в Измаиле

Памятная доска о пребывании А.С.Пушкина в Измаиле установлена в 1970 году на фасаде здания в котором раньше располагался кинотеатр «Победа» (ул.Суворова, 27).

Мемуаристы, повествующие о жизни Пушкина в Кишиневе, отмечают, что он очень интересовался крепостями Аккермана и Измаила, а также стремился найти место ссылки древнеримского поэта Овидия. Единственным источником сведений о пребывании поэта в этих местах являются воспоминания И.П.Липранди, впервые опубликованные в 1866 г. в журнале «Русский архив». По свидетельству мемуариста, основной причиной поездки Пушкина на юг Бессарабии был интерес к личности Овидия, следы которого он ожидал найти «на брегах Дуная, а не Днестра».

Поэтому, когда в декабре 1821 года Липранди «должен был произвести следствие в 31-м и 32-м егерских полках», расквартированных в Измаиле и Аккермане, поэт изъявил желание ехать с ним. Маршрут поездки из Кишинева лежал через Бендеры, Каушаны, Паланку, Аккерман, Шабо, Измаил, Болград, Готешты, Леово. На основании данных мемуариста и несложных расчётов можно сделать вывод, что Пушкин и его спутник оказались в пределах Южной Бессарабии 14 декабря 1821 года, проехав около 11 часов дня мимо «развалин древней башни в Паланке». В обед они уже были в Аккермане. 15 декабря поэт осматривал Аккерманскую крепость. Утром следующего дня Пушкин и Липранди посетили Шабо, а вечером выехали оттуда в направлении Измаила. Около 7 часов утра 17 декабря путешественники были в Татарбунарах. Узнав о населённом старообрядцами посаде Вилково, поэт захотел съездить туда, но Липранди отговорил его, сославшись на бездорожье и отсутствие времени.

…Пообедав и отдохнув в Татарбунарах, путешественники продолжили путь, выехав в Измаил. «Кругом было пустынно, и лишь изредка попадались по дороге полуразрушенные татарские селения да отары овец с одинокой фигурой пастуха на горизонте. Потом потянулись курганы, показалась одинокая церковь. И вдруг на ровном месте предстал город Измаил, и колеса затарахтели по мостовой.
Это был прекрасный европейский городок – чистый, с широкими улицами, обсаженными акациями и тополями,  с аккуратными домиками, украшенными где колоннами, где парадным крыльцом, где резным карнизом. Конные патрули несли дозор…
В Измаил, или вернее Тучков, мы приехали в 10 часов вечера, заехали прямо к Славичу, которому я дал слово всегда у него останавливаться. Он нас принял со славянским радушием».

17 декабря 1821 года Пушкин прибыл в Измаил в 10 часов вечера. Дом, в котором остановились Пушкин и Липранди, состоял из четырех комнат и был приобретен Славичем в 1816 году. Находился он в первой части города в квартале № 43. Сейчас это предположительно дом по улице Калинина, 9.

В Измаиле поэт пробыл всего 4 дня. 18-20 декабря он осматривал крепость, общался с местными жителями и офицерами флотилии. В частности Липранди упоминает лейтенантов Гамалея и Щербачева, с которыми Пушкин ходил в крепость и туда, «где зимует флотилия». Здесь необходимо отметить, что в русской армии того времени воинское звание лейтенант имели только флотские офицеры (в сухопутных войсках ему соответствовало звание подпоручика). 21 декабря около 12 часов дня путешественники выехали в Болград, где пробыли около 6 часов. После одиннадцати вечера они пересекли нынешнюю границу Молдавии. Таким образом, по территории Южной Бессарабии Пушкин путешествовал всего 8 дней.

Несмотря на кратковременность поездки, впечатления от неё нашли своеобразное отражение в ряде произведений поэта. К слову, последним аргументом приверженцев «скептической версии» является то, что в творчестве Пушкина якобы нет никаких следов его пребывания в южной части Бессарабии. Между тем, есть два стихотворения, в которых речь идет об Измаильском крае. Это – написанное в самом конце 1821 года «К Овидию» и созданное в следующем, 1822-м, году стихотворное послание «Баратынскому», имеющее подзаголовок «Из Бессарабии».

Ссылка на источник текста 1, ссылка на источник текста 2.