Памятная доска Вере Холодной в Одессе

Памятная доска русской актрисе немого кино Вере Васильевне Холодной (урождённой Левченко) (1893-1919) установлена в Одессе на здании третьего павильона Одесской киностудии (Французский бульвар, 33).

Доска была открыта 23 июня 2010 года на павильоне Одесской киностудии, где снималась Вера Холодная.

Открытие гранитной мемориальной доски великой актрисе предварялось необычным представлением. Сразу шесть девушек, загримированных и одетых под легенду немого кино, по очереди передавали друг другу букет белых лилий (согласно легенде, цветы отравили сотрудники деникинской контрразведки, а по официальной версии Холодная скончалась от испанки), нюхали его и замертво падали на бетонные ступеньки. Над ними перерезали белую ленточку и выпустили в небо связку белых шаров. Затем девушек подняли и подвели к доске, где была разрезана уже красная ленточка.

Вера Васильевна Холодная (в девичестве Левченко) – знаменитая русская актриса немого кино.

Родилась 5 августа 1893 года в Полтаве. Снялась, по меньшей мере, в пятидесяти фильмах, из которых сохранилось только пять.

В 10 лет Вера Левченко увлеклась балетом и уговорила родителей отдать ее в балетное училище при Большом театре. Говорят, что ей пророчили большое будущее, но властная бабушка запретила занятия этим “легкомысленным и безнравственным делом”. Утешение Вера нашла в театре, играла в гимназических спектаклях и капустниках.

На выпускном балу она познакомилась со студентом-юристом Владимиром Холодным. Вскоре молодая пара поженилась, брак оказался на редкость счастливым. В 1912 году у супругов Холодных родилась дочь Евгения. Врачи запретили Вере рожать как минимум в течение ближайших лет, и супруги через год удочерили еще одну девочку – Нонну. С 1914 года снималась в кино, первая (эпизодическая) роль – в экранизации романа Льва Толстого “Анна Каренина” режиссера Владимира Гардина в мастерской “Тимана и Рейнгарда”, где снималась “Русская золотая серия”. В 1915 году снялась у Евгения Бауэра в картинах “Песнь торжествующей любви” и “Пламя неба”. Эти роли принесли актрисе широкую известность, ее называли “королевой экрана”. Вот что писал о Вере Холодной режиссер Иван Николаевич Перестиани: “На облике сравнительно юной Веры Холодной лежал отпечаток той грусти, что свойственна нашей северной природе в дни ранней осени. И, возможно, что именно эта пассивная нежность фигурки, глаз и движений роднила ее со зрителем”.

Когда режиссер-художник фирмы “Ханжонков и К” Евгений Францевич Бауэр (Анчаров) собирался снимать мистическую любовную драму “Песнь торжествующей любви” по повести Тургенева, на главную роль ему требовалась женщина необыкновенной красоты, причем опыт и умение играть его не интересовали. Красотой Веры Холодной он был потрясен, а вдобавок и убедился в ее киногеничности. Фильм имел оглушительный успех.

Восхищенный красотой и естественностью актрисы, Бауэр сразу же по окончании первого фильма, даже не дожидаясь начала его проката, стал снимать ее во втором, который на экраны вышел раньше первого. Актриса снималась год на фирме Ханжонкова, сыграв в тринадцати фильмах.

Знаменитый шансонье Александр Вертинский появился в доме Холодных осенью 1915 года – он привез Вере письмо от ее мужа Владимира, находившегося в тот момент на фронте. Позднее Вертинский писал: “Я был, как все тогда, неравнодушен к Вере Холодной и посвятил ей свою песенку «Маленький креольчик». Я впервые придумал и написал титул – «королева экрана». Титул утвердился за ней. С тех пор ее так называла вся Россия”.

О своем творческом методе лучше всего сказала сама Вера Холодная в одном интервью: “Нельзя быть обезьянкой, повторяющей указку режиссера. В каждой роли нужно быть иной. Моя мечта – роли трагические, вроде Маргариты Готье. Вы знаете, игра в кино требует много напряжения и сильно утомляет. Но я люблю это творчество! Будущее экрана велико и необъятно. И я счастлива, если мои тени на экране дают хоть немного радости людям”.

С Одессой связаны наиболее загадочные и трагические страницы биографии актрисы. В апреле 1918 года в составе киноэкспедиции киноателье Дмитрия Харитонова Вера Холодная отправилась из Москвы в Одессу. Снималась на фирме “Мирограф”, выступала с эстрадными номерами, иногда с Леонидом Утесовым. Их зрителями бывали Григорий Котовский и Михаил Винницкий (Мишка Япончик). Вера Холодная снималась в фильме “Княжна Тараканова”, а также еще в нескольких картинах.

Тяжелая болезнь актрисы произошла неожиданно для всех – Вера Холодная 8 февраля 1919 года выступала на концерте в пользу фонда профессионального союза театральных художников города Одессы. В театре было холодно, зрители сидели в шубах, а актеры выходили в открытых платьях.… Еще до начала концерта ее начал бить озноб, а после выступления актриса слегла. Ей был поставлен диагноз – “испанка”, особая форма гриппа. У Веры Холодной болезнь протекала в тяжелой форме – началось еще и воспаление легких. Известнейшие одесские профессора медицины Константин Илларионович Коровицкий и Леонтий Иванович Усков лечили актрису аспирином и растиранием камфорным маслом (антибиотиков тогда не было). Вера Холодная скоропостижно скончалась 16 февраля 1919 года в возрасте 25 лет. Ее внезапная смерть тут же обросла слухами – актрисе приписывали связь то ли с чекистами, то ли с белогвардейцами. Многие не верили в кончину королевы экрана, надеясь, что она сбежала с влюбленным в нее офицером во Францию.

Отпевание проходило в Спасо-Преображенском кафедральном соборе при большом стечении народа. Похоронена в Одессе на Первом христианском кладбище, ныне несуществующем. Барельеф в память об актрисе находится в ограде памятника ее режиссеру Петру Чардынину, похороненному на Втором христианском кладбище.

Памятник Вере Холодной был установлен 2 сентября 2003 года в Одессе на улице Преображенской, возле дома, где жила и скончалась актриса.

23 июня 2010 года на территории Одесской киностудии Вере Холодной установлена мемориальная доска.

Мария Гудыма, журналист

Источник