Памятник поручику Ржевскому в Павлограде

История памятника в украинской глубинке началась задолго до его воплощения в бронзовую жизнь на рассвете нового третьего тысячелетия. Где-то на полях сражений в далеком 1812-ом, когда в российско-французской войне в том числе принимал участие Павлоградский гусарский генерала Боура полк, подаривший миру немало героев, которых будущие гении от литературы своей рукой впишут на страницы истории в качестве прототипов.

9 июня 1764 года в Екатеринославской губернии был сформирован 20-ротный Днепровский пикинерный полк; в 1783 — переформирован в Павлоградский легкоконный; 29.11.1796 г. — присоединен Острогожский легкоконный полк, Павлоградский легкоконный переформирован в 10 эскадронов и назван гусарским генерал-лейтенанта Боура полком, а в 1882 — в 6-й лейб-драгунский Павлоградский полк. В 1907 году Николай II возвратил наименование гусарских кавалерийским полкам, в свое время переформированным в драгунские. Полк стал 2-м лейб-гусарским Павлоградским Императора Александра III полком.

В сражении под Шёнграбеном (Schöngrabern, Австрия) в ноябре 1805 года (1 русский против 6 французов), а затем и в Отечественной войне 1812 года павлоградские гусары явили чудеса храбрости, за что получили штандарты с памятной надписью и знаки на кивера «За отличие». В этом же славном полку служили персонажи романа Льва Толстого «Война и мир» Николай Ростов и ротмистр Василий Денисов. Прототипом ротмистра был легендарный Денис Давыдов.

В 1940 году, спустя более чем столетие после событий войны 1812 года, была написана героическая комедийная пьеса в стихах “Давным-давно” (первое название “Пиомцы славы”). Она стала первым творением молодого автора Александра Константиновича Гладкова (1912 – 1976). Ее главным героем выступает лихой гусар с развязанными манерами и солдатской удалью поручик Дмитрий Ржевский.

Пьеса была столь удачной и так вписывалась в дух времени, что не смотря на советскую кинематографическую цензуру, была принята к постановке на сцене под своим названием, а премьера состоялась 7 ноября 1941-ого в осажденном Ленинграде.

Оптимистично-жизнеутверждающий стиль пьесы в сочетании с патриотическим настроем обеспечили ей широкую популярность среди театральных коллективов, агитбригад и творческих коллективов, колесивших по фронтам для поддержания духа советского воинства при бездарном командовании. В том числе за это в 1943-ем постановка “Давным-давно” театра Красной армии получила Государственную премию.

Но настоящую народную любовь вместе с широкой известностью пьеса Гладкова получила, когда на широкие экраны в 1962-ом вышла ее экранизация Эльдара Рязанова под названием “Гусарская баллада” с несравненным дуэтом Юрия Яковлева в роли бесшабашного поручика Ржевского и Ларисы Ивановны Голубкиной в роли Шурочки Азаровой.

Колоритный персонаж лихого гусара, в котором сочетаются черты отважного героя, повесы и ловеласа, на столько полюбился публике, что прочно вошел в советский фольклор остроумными анекдотами, крылатыми фразами и ироничными присказками.

Однако одно из своих материальных воплощений он нашел лишь в независимой Украине, с легкой руки дирекции Павлоградского химического завода, среди которой нашлось немало почитателей прославленного литературного героя, так что были выделены средства для сооружения ему памятника в бронзе.

За изготовление памятника поручику Ржевскому взялся белорусский скульптор Владимир Жбанов, причем благодаря мастерству автора и исполнителя скульптура оказалась столь удачна, что после официального открытия в 2006 году памятник стал визитной карточкой главного административного корпуса Павлоградского химического завода и одной из широко известных городских достопримечательностей.

Кованная ажурная лавка на спинке которой в небрежно-залихватской позе восседает фольклорный герой фильма “Гусарская баллада“ расположена в южной части сквера перед заводоуправления ПО “ПХЗ” на территории поселка им. 18 сентября Павлограда.

Центральная фигура композиции памятника, который довольно трудно назвать таковым из-за непринужденной позы фигуры поручика Ржевского при полном гусарском обмундировании с высоким султаном над кивером, левой рукой опирающейся на спинку скамьи, а правой лихо подкручивающей ус. Все элементы от мимических складок, передающих хитровато-бесшабашное выражение лица, до последней детали портупеи столь мастерски выполнены, что памятник никого не оставляет равнодушным и поток желающих сфотографироваться в гусарской компании растет в каждым годом.