Свято-Троицкий собор в Сумах

Свято-Троицкий архиерейский собор — храм Украинской Правлславной церкви (Московского патриархата) в городе Сумы (Троицкая улица, 24А). Памятник архитектуры неоклассицизма начала XX века.

Троицкая соборная церковь – духовная жемчужина и удивительное творение храмового зодчества – хранит в своей памяти богатую, но в то же время непростую, историю. Инициатором постройки стал известный сумской меценат П.И. Харитоненко, на средства которого собор и был построен. Закладка первого камня состоялась в мае 1901 г. Первоначально строительством должен был заниматься московский архитектор А.В. Щусев, однако церковь была возведена по проекту зодчего К.Г. Шольца, проживавшего тогда в г. Сумы. С небольшими перерывами возведение собора продолжалось до 1915 г. 26 сентября 1914 г. планировалось совершить освящение храма, но было отложено из-за смерти П.И. Харитоненко, а последовавшие почти сразу резкие перемены в жизни государства и общества еще надолго лишили возможности совершить необходимое освящение.

Построенный в стиле неоклассицизма, Троицкий собор вобрал в себя явные черты Исакиевского и Троицкого Измайловского соборов г. Санкт-Петербурга. Архитектура храма позволила разместить в нем три алтаря. Центральный был посвящен сошествию Святого Духа на апостолов (по-иному это торжество именуют праздником Пресвятой Троицы, отсюда и название храма), в боковых пределах были установлены престолы в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мучеников Адриана и Наталии. По замыслу творцов, величественный храм должен был иметь достойное внутреннее убранство. Поэтому П.И. Харитоненко был заказан в Италии мраморный иконостас, который, к сожалению, погиб из-за боевых действий Первой мировой войны во время транспортировки. Желая повторить чудо Владимирского собора в Киеве, к написанию икон был приглашен М.В. Нестеров. Витраж «Троица» делался при участии К.С. Петрова-Водкина, а храмовую роспись на холстах выполнил И.И. Нивинский. К великому сожалению, почти ничего из первоначального убранства храма не сохранилось до наших дней.

В советский период верующие были лишены возможности совершать богослужения в храме и собор пребывал в запустении. С 1976 по 1988 гг. производилась частичная реставрация, во время которой в главном алтаре храма был установлен орган. Но с 1992 г. в храме вновь появилась община и под соборными сводами снова зазвучала молитва, хотя еще много лет помещение церкви использовалось для концертов органной музыки. Это продолжалось до 2007 г., когда инструмент был перевезен в здание Сумской филар-монии. С того момента храм опять принадлежит православным верующим и он полнится церковной жизнью во всем ее многообразии.

Событие, которое должно было совершиться в 1914 г., совершилось ровно через век. 18 мая 2014 г. в Троицком соборе совершен чин Великого освящения храма. Это торжество, а также последующее за ним богослужение, возглавил Высокопреосвященнейший Евлогий, архиепископ Сумский и Ахтырский, настоятель Троицкого архиерейского собора.

Описание

Одноярусный, четырёхстолпный, квадратный в плане храм сооружён в стиле, сочетающем элементы классицизма и барокко, по образу известных памятников столичной архитектуры — Исакиевского и Троице-Измайловского соборов Санкт-Петербурга. Три фасада собора украшены портиками с колоннами коринфского ордера, к западному фасаду примыкает высокая четырёхъярусная колокольня. Стены храма декорированы растительным орнаментом.

Мраморный иконостас собора, шесть образов которого были выполнены выдающимся русским художником Михаилом Нестеровым, не сохранился. Витраж «Троица» в интерьере собора выполнен при участии Кузьмы Петрова-Водкина. Двенадцать колоколов были отлиты на заводе братьев Самгиных в Москве.