Вознесенский (Флоровский) женский монастырь в Киеве

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь — женский монастырь на Подоле в Киеве, основанный, предположительно, в начале XVI века.

История

Флоровский монастырь (чаще употребляют именно краткое название) – единственная женская обитель Киева, существующая с эпохи средневековья. 17 мая 1566 г. польский король Сигизмунд II Август утвердил протоиерея Иакова Гулькевича, а также его сына и «потомков его к тому годных», в праве «держати (занимать место священника) монастырь Флора и Лавра», данном Киевским воеводой князем Василием-Константином Острожским и Киевским митрополитом.

Внук о. Иакова и сын его сына Богуша монах Киево-Печерской Лавры Иоанн Гулькевич, будучи направлен на служение в Слуцкий монастырь и видя достойную заботу о Флоровской обители со стороны игумении Агафии Гуменицкой, уступил ей свои права грамотой от 12 мая 1642 г. (из описи 1773 г. известно, что в 1639 г. при игумении Евфросинии Ульской Флоровский монастырь сгорел, а из грамоты короля Владислава от 27 дек. 1646 г. – что на момент кончины этой игумении монастырская церковь была «постаревшей» и «обнищавшей»; летопись Ерлича сообщает, что при сожжении поляками Киева в 1651 г. монастырь вновь пострадал от пожара; вероятно, он быстро был восстановлен, так как уже в 1655 г. игумения Агафия сделала богатый вклад в Межигорскую обитель).

В связи с началом постройки царем Петром I большой земляной крепости вокруг Киево-Печерской Лавры и размещением военного склада в девичьем Вознесенском монастыре напротив лаврских Св. врат, насельниц этой обители перевели в 1711 г. во Флоровский монастырь. Угодья закрытой обители также были приписаны к Флоровскому монастырю, который стал называться Вознесенско-Флоровским.

В 1757 г. в обители приняла постриг с именем Нектарии и до самой кончины в 1771 г. жила княгиня Наталия Долгорукова. Дочь сподвижника Петра I фельдмаршала Бориса Шереметьева, она родилась в г. Лубнах в 1714 г. В 1729 г. Наталия была обручена с другом Петра II князем Иваном Алексеевичем Долгоруковым. Вскоре Петр II умер, и на престол взошла Анна Иоанновна, а Долгоруковы оказались в опале. Многие советовали Наталии расторгнуть помолвку, но девушка, по искренней любви к Ивану Алексеевичу и по совести («честная ли это совесть, когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастлив, отказать ему»), вступила с ним в брак (1730). На следующий день после венчания, супругов известили о ссылке. В Сибири у них родились дети Михаил (1731) и Димитрий (1738). Перед рождением младшего, Ивана Алексеевича увезли в Новгород, где в 1739 г. четвертовали. С разрешения царицы в 1740 г. Наталия поселилась в Москве и посвятила себя воспитанию детей. Когда старший сын поступил на военную службу и женился, она удалилась во Флоровский монастырь, а младший сын поселился в Киево-Печерской Лавре. В 1767 г. м. Нектария описала для сына Михаила и его жены свою жизнь с детства до приезда в Сибирь, а также приняла схиму. В 1769 г. на руках подвижницы умер тяжело больной сын Димитрий. Его похоронили у входа в Успенский собор Лавры. Там же впоследствии было предано погребению и тело м. Нектарии. В 1810 г. внук Иван Михайлович напечатал ее «Своеручные записки», которые сделали княгиню 1-й мемуаристкой России и неоднократно переиздавались. «Не хвалюсь своим терпением, но от милости Божией похвалюсь, что Он мне дал столько силы, что я перенесла… Невозможно бы человеку смертному такие удары понести, когда не свыше сила Господня подкрепляла… Я доказала свету, что я в любви верна: во всех злополучиях я была своему мужу товарищ… Во всех бедах, никогда не раскаивалась, для чего я за него пошла… Не тужу, что мой век пропал, но благодарю Бога моего, что Он мне дал знать такого человека, который того стоил, чтоб мне за любовь жизнью своею заплатить», – писала м. Нектария. Подвиг ее жертвенной любви воспели в стихах Кондратий Рылеев, Иван Козлов (в его поэме о княгине отражено предание, что перед постригом она бросила венчальное кольцо в Днепр), Николай Некрасов (поэма «Русские женщины»: «Пускай долговечнее мрамор могил, / Чем крест деревянный в пустыне, / Но мир Долгорукой еще не забыл, / а Бирона нет и в помине»).

В сер. XVIII в. во Флоровском монастыре начала свой монашеский путь прп. Александра Дивеевская (†1789), в миру Агафия Семеновна Мельгунова – основательница Серафимо-Дивеевского женского монастыря в России. Родом из нижегородских дворян, рано овдовевшая рязанская помещица Агафия приехала с 3-хлетней дочерью в Киев, где приняла тайный постриг и удостоилась видения Пресвятой Богородицы, Которая велела Мельгуновой идти странствовать на север России и на указанном свыше месте основать «4-й удел» (после Грузии, Афона, Киева) Божией Матери. Таким местом стало с. Дивеево, где прп. Александра основала женскую общину, взятую позже под опеку прп. Серафимом Саровским – иноком соседней Саровской пустыни.

В 1-й пол. XIX в. в монастыре окончила свой земной путь прп. Елена Киево-Флоровская, в миру Екатерина Алексеевна Бехтеева. Она родилась в 1756 г. в знатной семье в г. Задонске. Другом Бехтеевых был свт. Тихон Задонский (†1783), общение с которым повлияло на желание юной Екатерины избрать монашество. В 1774 г. девушка тайно ушла в Воронежский женский монастырь. Генерал Алексей Бехтеев сумел отыскать дочь, но, вняв словам игумении, которую юная подвижница попросила о покровительстве, – простил Екатерину и принял ее выбор. Когда вещи почившего свт. Тихона раздавали, по завещанию, беднякам, инокине Елене (при ее усердных молитвах) достался гроб, не использованный при погребении владыки (приготовленный самим архипастырем, он не вместил его тело в полном архиерейском облачении). Видя особое благочестие м. Елены, к ней за советами о духовной жизни начали обращаться миряне. Это вызвало зависть игумении, и она, оклеветав м. Елену, добилась изгнания ее из монастыря. Укрепляя подвижницу, ей явился во сне свт. Тихон и обещал: «Я тебя за твою потерю вознагражу утешением, которого не ожидаешь». Чтобы поддержать невинную страдалицу, вместе с ней покинула обитель близкая ей инокиня Евгения. Духовные сестры сняли жилье близ Киева и ежедневно посещали Киево-Печерскую Лавру. Когда истек предусмотренный законом срок изгнания за мнимые проступки, сестры приобрели келью во Флоровской обители, но лаврский старец Михаил не благословил поселяться там, сказав, что эта келья неудобна. Пожар на Подоле 1811 г. погубил эту келью и подтвердил пророчество старца. Из-за слухов, что монастырь восстанавливаться не будет, сестры ушли в Воронеж, но, получив известия о восстановлении обители и приглашение в нее, вернулись в Киев и привезли с собой гроб свт. Тихона. По прошествии времени новая келья сестер сгорела, и им вновь довелось снять жилье за городом. Однажды в Лавре м. Елену встретил знакомый ей знатный житель Воронежа. Он уговорил Киевского митрополита Серапиона помочь двум инокиням получить новую келью в монастыре. Но прямым исполнителем просьбы стал уже преемник владыки Серапиона – митрополит Евгений (Болховитинов), дальний родственник м. Елены. Так окончились многолетние испытания – клевета, скитания, нищета, голод, жизнь вдали от желанных обителей, – все, что подвижница претерпела со смирением и верой. В 1834 г. прп. Елена почила. Согласно завещанию, ее похоронили во гробе свт. Тихона. Этот примечательный факт был указан в эпитафии на надгробной плите. В 1890 г. со слов флоровской старицы-инокини Евгении Ткачевой было составлено и издано жизнеописание прп. Елены (недавно опубликованы и дополнительные данные о подвижнице). В 1913 г. над могилой прп. Елены установили застекленную сень. Память подвижницы почиталась служением заказных панихид. На стыке 80-90-х гг. ХХ в. внутри сени была установлена икона прп. Елены письма Алексея Суровикина. В 2009 г. мощи прп. Елены обретены и перенесены в Вознесенский собор монастыря. 9 июля 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации прп. Елены, 17 авг. того же года мощи подвижницы были обретены и перенесены в Вознесенский собор монастыря, 8 окт. состоялось ее торжественное прославление в лике святых.

В нач. XIX в. в обители приняла постриг и 9 лет подвязалась блаженная Ирина Зеленогорская (Лазарева, †22 апреля 1843 г.) – духовная дочь прп. Серафима Саровского, ставшая по его благословению основательницей женского монастыря в честь иконы Спаса Нерукотворного в Зеленых горах Нижегородской губернии (была из числа 1-х насельниц Дивеевской Мельничной девической общины, 3-й по счету ее настоятельницей).

С 1856 г. до кончины в 1881 г. монастырем управляла игумения Парфения, в миру Аполлинария Александровна Адабаш – духовная поэтесса (книга ее стихов издавалась в 1875 и 2008 гг.), участвовавшая в составлении «Жития» прп. Парфения Киевского (†1855). Она родилась в 1810 г. в Екатеринославской губернии в дворянской семье, а в 1840 г. стала насельницей Флоровской обители, где в 1856 г. приняла монашество. В 1870 г. игумения Парфения открыла при монастыре приют для девочек-сирот и дочерей бедных родителей. Составленная ею «Служба свв. равноапп. Кириллу и Мефодию» была издана с одобрения Святейшего Синода Русской Церкви.

В 1920 г. монастырь был зарегистрирован как приход (для сохранения доступа в храмы) и трудовая артель (для сохранения жилплощади), но в 1923 г. у артели отняли Вознесенский собор (после этого он около года принадлежал «обновленцам», затем стоял пустым) и поселили в обители семьи рабочих (так возник «Городок металистов»), в 1929 г. артель официально упразднили и к 1934 г. выселили большинство инокинь.

В 1941 г. монастырь возродился: инокини использовали разрешение нацистских оккупантов на открытие храмов (оно было дано, чтобы завоевать симпатии населения, но позже расколоть Церковь), однако постоянно рисковали жизнью. Когда киевские подпольщики тайно вывели в монастырь истощенных детей из закрытого приюта, устроенного нацистами по-соседству, – инокини помогли малышам окрепнуть, и после войны некоторые из спасенных ими приезжали в обитель, чтобы поблагодарить за вновь обретенный дар жизни. Покидая город, нацисты пытались выдворить инокинь из монастыря, который в дни боев за Киев попал в «зону отселения», – однако насельницы прятались и укрывали других киевлян.

В 1960-х гг. обитель пережила попытку нового закрытия: инокинь лишили целого ряда помещений и прописки в монастыре, многие были выселены, периодически устраивались проверки паспортов (как-то во время ночной проверки, когда документы изымали без объяснения причин, одна из послушниц перенесла нервное потрясение и попала в больницу). Травлю остановило вмешательство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, который, после обращения к нему игумении Анимаисы, вошел в переписку с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совмине СССР.

Описание

Усадьба обители протянулась с северо-запада на юго-восток, вдоль северо-восточного склона Замковой горы. На поперечной оси монастыря расположены его главные здания: в порядке с северо-востока на юго-запад, это – св. врата с 4-ярусной колокольней над ними, Вознесенский собор (в самом сердце обители), теплая Николо-Тихвинская церковь. Западнее последней, у подошвы крутого лесистого склона горы – Воскресенская церковь, в юго-восточной половине монастыря – храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Юго-восточнее Вознесенского собора – 1-этажный игуменский корпус. Другие постройки обители – 2-этажные корпуса келий. Каменное строительство в обители началось на стыке XVII-XVIII вв. с сооружения части нынешней Николо-Тихвинской церкви, а вскоре был возведен Вознесенский собор. Когда 9 июля 1811 г. Подол выгорел дотла, монастырь утратил деревянные строения, каменные сильно пострадали, при этом задохнулось много насельниц, укрывшихся в Вознесенском соборе (по разным источникам: 23, более 30, 40). Отстраивалась обитель преимущественно в камне.

В 1740-1741 гг. над Св. вратами обители возвели колокольню (архивное дело 1744 г. упоминает ее как «звонницу муровану», но ряд историков утверждают, что каменным был лишь нижний ярус, а 2 верхних были деревянными). После пожара 1811 г. колокольню перестроил (по одним данным – вновь возвел на старых фундаментах, по иным – заменил сгоревшие деревянные ярусы каменными) в стиле классицизма зодчий Андрей Меленский (в литературе указаны разные даты: 1817-1818, 1821).

По состоянию на 1682 г. обитель имела 2 деревянные церкви – св. мч. Флора и св. мч. Лавра. На плане Киева 1695 г. показан один деревянный храм, сгоревший при городском пожаре 1718 г. (архивные данные 1759 г. указывают, что он имел приделы Вознесения Господня и св. Анны). В 1722-1732 гг. на месте сгоревшей церкви выстроен каменный 3-главый Вознесенский собор в стиле украинского барокко. В 1777 г. в правом приделе храма устроили престол в честь Собора Пресвятой Богородицы, между 1772-1780 гг. – еще 2 престола на хорах: правый – Всех святых, левый – Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы. В 1780 г. храм был расписан, в 1805 г. росписи поновили. После пожара на Подоле в 1811 г. стены интерьера выкрасили в 1818 г. светло-серой краской, затем в 1865 и 1904-1906 гг. роспись опять поновляли. Она представляет собою святые лики и образы священных событий на однотонном фоне, замененном во время недавнего очередного поновления с серого на серо-голубой. В росписи храма видны повторы известных композиций XVII и XIX вв.: пример 1-го – аллегория «Блаженны кроткие» по гравюре из Библии Вайгеля (Аугсбург, 1695), 2-го – «Крещение Господне» по работе Михаила Нестерова из Свято-Владимирского собора в Киеве (1882-1896). В 1980-х гг. в соборе установлен новый деревянный иконостас: он выполнен на основании фотографии утраченного барочного иконостаса XVIII в.

У южной стены храма на стыке ХХ-XХI вв. воссоздано надгробие игумении Евпраксии, управлявшей монастырем в 1898-1919 гг. В XIX в. вблизи западных углов собора стояли 2 деревянных беседки с источниками: сегодня на месте южной из них вода вытекает из небольшой каменной пирамидки. Приятно обратить внимание на 1-этажный каменный домик игумении к юго-востоку от собора: оставленный нам с 1821 г. зодчим Андреем Меленским как интересный образец малого жилого здания в стиле классицизма, он заметен по закругленным портикам с колоннами на боковых крыльцах. В том же смысле примечателен «11-й корпус» (1822-1832) южнее собора: обращенный к храму угол здания закруглен и украшен колоннадой с балконом.

Кроме сгоревшей в 1718 г. деревянной церкви, перед пожаром обитель имела (согласно архивным данным 1759 г.) каменный трапезный храм св. ап. Иоанна Богослова (с верхним приделом св. блгв. князя Александра Невского). Ныне это – Николо-Тихвинская церковь, старейшее каменное здание монастыря. В 1758-1759 гг. храм отремонтировала монахиня Нектария (Долгорукова), после чего на хорах был устроен придел свв. мчч. Флора и Лавра (1759). После пожара 1811 г. храм отремонтировали: в 1812 г. надстроили 2-й этаж, а в нижнем был освящен придел свв. мчч. Флора и Лавра, в 1818-1819 гг. на 2-м этаже устроили придел Тихвинской иконы Божией Матери. В 1843 г. нижний престол перенесли в Казанский храм (см. ниже), а в 1857 г. на его месте был освящен престол в честь свт. Николая Мирликийского. Исполненная в стиле украинского барокко, Свято-Николо-Тихвинская церковь самобытна по своей планировке: трапезная палата примыкает к храму с северо-запада. На северо-восточной стене крытой паперти, примыкающей с юго-востока к алтарю, во 2-й пол. ХХ в. выполнена роспись «Моление прп. Серафима Саровского на камне» (в 1990-х гг. немного изменена при поновлении). По причине малых размеров церкви, регулярные богослужения в ней не совершаются, и для паломнического посещения она недоступна. У южной стены храма находится могила епископа Феодора (Власова) – иерарха, тайно посвященного в сан в связи с началом гонений на Церковь и почившего в 1924 г.

Каменный храм Воскресения Христова, исполненный в виде ротонды с примыкающими на северо-западе и юго-востоке прямоугольными в плане пристройками, возведен в 1821-1824 гг. в стиле классицизма зодчим Андреем Меленским – взамен сгоревшей в 1811 г. деревянной одноименной церкви, которую в 1757 г. соорудила при своей келье монахиня Нектария (Долгорукова), «дабы… по всегдашней почти по летам ее и слабости здоровья болезни, не довелось ей когда через болезнь Божественного церковного пения и чтения лишатися». Близ восточного фасада храма стоит застекленная металлическая часовня над старым надгробием прп. Елены (Бехтеевой, †1834).

Храм Казанской иконы Божией Матери 1841-1844 гг. сооружен по проекту архитектора Павла Спарро в виде базилики с отделкой фасадов в псевдорусском стиле для зимних служб, в связи с ростом числа инокинь и теснотой Николо-Тихвинской церкви. Южный придел Казанского храма был освящен в честь свв. мчч. Флора и Лавра, северный – св. ап. Иоанна Богослова. В 1870 г. храм расписали. В 1881 г. у его стен была погребена игумения Парфения (Адабаш). Надгробия выдающихся киевлян, похороненных при церкви, не сохранились. С 1923 г. храм числился приходским, в 1934 г. был закрыт, передан фабрике детской одежды и переделан в фабричный корпус путем сноса купола и надстройки стен. В 1990-х гг. он возвращен монастырю, после чего вновь обрел дореволюционный вид снаружи.

В 1758 г. монахиня Нектария (Долгорукова) обвела монастырь с 3-х сторон (северо-запада, северо-востока, юго-востока) каменной оградой, которую заново отстроили в 1819-1820 гг. В 1819 г. обители был передан господствующий над ней склон Замковой горы, а в 1835 г. и сама вершина – для устройства кладбища с церковью. В 1844-1845 и 1848-1850 гг. была по частям выстроена каменная ограда на Замковой горе: по контуру она напоминала букву «П», «ножки» которой находились на крутом северо-восточном склоне, а «полочка» – на юго-западном краю плато (от этой стены остались фрагменты руин). В 1854-1857 гг. на плато возвели каменный храм Св. Троицы (закрыт в 1927 и снесен в 1938). В 1858-1859 гг. на гору провели удобную дорогу-серпантин (после уничтожения кладбищенской церкви пришла в запустение). В 1920 г. на горе был погребен известный церковный историк Степан Голубев, в 1921 г. – его коллега Николай Петров. Сегодня Замковая гора частично покрыта лесом (с северной стороны). В XIV-XVII вв. гору венчал деревянный замок (отсюда ее название), который выполнял роль цитадели Киева под управлением Литвы и Польши. На 1552 г. в замке было 3 православных и один католический храм. Последним польским воеводой, проживавшим в замке, стал православный вельможа Адам Кисель, в память о котором гора обрела название Киселевки.

Святые

  • В сер. XVIII в. во Флоровском монастыре начала свой монашеский путь прп. Александра Дивеевская (†1789), в миру Агафия Семеновна Мельгунова – основательница Серафимо-Дивеевского женского монастыря в России.
  • В 1-й пол. XIX в. в монастыре окончила свой земной путь прп. Елена Киево-Флоровская, в миру Екатерина Алексеевна Бехтеева.

Святыни

  • Списки икон Божией Матери «Казанской» (с частицей мощей), «Тихвинской», «Скоропослушницы», «При­з­ри на сми­ре­ние», «Рудненской» (оригинал 2-й пол. XVII в. был, согласно «Летописи Самуила Величко», принесен в 1690 г. священником Василием из с. Рудни на Черниговщине в Печерский Вознесенский монастырь, позже – стал достоянием Флоровской обители, с советского времени его судьба неизвестна)
  • Иконы с частицами мощей св. вмц. Варвары, св. вмч. Георгия Победоносца, св. мч. Лавра, свт. Николая Мирликийского, свт. Феодосия Черниговского, прп. Иова Почаевского, прп. Александры Дивеевской, мощи прп. Елены (Бехтеевой), вышитая икона прп. Серафима Саровского работы игумении Флавии (Тищенко), управлявшей монастырем в 1941-1956 гг. (искусство художественного шитья принесено во Флоровскую обитель инокинями упраздненного Печерского Вознесенского монастыря в нач. XVIII в.).