Здание Городского собрания в Херсоне

Дом культуры судостроителей (ранее здание Городского собрания) в Херсоне находится на улице Соборной, 7. Здание 1860-х годов постройки является памятником истории местного значения.

Искаженное перестройкой до неузнаваемости, не подходящее ни под один архитектурный стиль, это здание на улице Ленина в Херсоне не одно десятилетие носит пышное имя — Дворец культуры судостроителей.

Как это здание выглядело в свои лучшие времена и что мы знаем о нем сегодня?

Во второй половине ХІХ века среди херсонской знати зародилась мысль о создании Городского собрания (или Клуба, как его впоследствии и называли херсонцы). Там можно было пообщаться друг с другом, выпить рюмочку-другую, сыграть партию в бильярд или перекинуться в картишки.

Здание Городского собрания было построено в 1860-х годах по инициативе губернатора Павла Николаевича Клушина. На этом месте в первой половине XIX века стояло здание съестного ряда, в котором в последние годы размещалась пожарная команда. Клушин распорядился устроить здесь большой парк, который по имени губернатора получил название Павловский.

7 октября 1886 года Городское собрание обратилось с просьбой об отводе 586 кв. саженей Павловского парка для устройства сада. Проект сада с оградой и летним помещением при здании Городского собрания был составлен архитектором В.А.Домбровским.

В программу развития этого учреждения ставились в первую очередь — открытие библиотеки-читальни, проведение литературных и симфонических вечеров, спектаклей и прочих мероприятий.

На торжественном открытии начальник губернии, действующий статский советник Павел Николаевич Клушин, обращаясь к членам собрания, выразил надежду, что эта программа будет выполняться наилучшим образом.

В 1901 году здание Городского собрания решено было расширить и перестроить, украсив фасад. Для проектных работ был приглашен одесский архитектор Адольф Минкус.

Пожар, происшедший в здании 24 ноября 1901 года ускорил дело. Проект Минкуса, однако, не прошел, и новый план был составлен херсонскими архитекторами Р.К.Струмилло и К.И.Квинто, которые и руководили строительными работами. В 1903 году были разобраны и исправлены старые стены, построены новые здания, устроен кегельбан, переделана вся старая крыша и покрыта новыми листами железа, расширен сад, переставлены каменные заборы, ворота, капитально переделан бассейн. Тогда фасад Городского собрания с улицы Соборной преобразился, получив богатое пластическое оформление и обогатившись изящным высоким куполом. Отделочные работы, замощение двора и тротуаров по периметру всего участка продолжались до 1906 года. В 1907 году при здании Городского собрания была устроена небольшая дизельная электростанция.

До 1906 года в этом здании проходили заседания Городской Думы, однако, основной функцией Городского собрания была культурно-развлекательная. Вечерами херсонское городское общество собиралось в клубе на картежные игры, бильярд и просто для общения. Здесь устраивались концерты.

В августе 1879 года дали два концерта композитор М.П.Мусоргский и певица Д.М.Леонова. Здесь выступал известный пианист Лев Сирота, скрипачи: Венявский, Константин Думчев, впоследствии профессор Пражской консерватории, Леопольд Ауэр — профессор Петербургской консерватории, трио «Лея, Анна и Петр Любошиц», известная исполнительница цыганских романсов Вяльцева. 4 февраля 1914 года здесь же выступил с концертом композитор А.Н.Скрябин.

Иосиф Наумович Векслер, в своей рукописной книге-очерке «Херсон и его жители» вспоминал: «Некоторые представители крупной и средней буржуазии по вечерам собирались в городском клубе. Там проводили время за игрой в карты. Была определенная группа людей, которая систематически, ежевечерне отправлялась в клуб для игры в карты. Играли в азартные игры на деньги. Можно было либо выиграть несколько тысяч рублей, либо проиграть. Чаще всего проигрывали.

Постоянным посетителем был нотариус Куликовский, аристократ. Его нотариальная контора находилась на углу Суворовской и Потемкинской (нынче улица Карла Маркса, — прим. авт.) улиц. Он выигрывал или проигрывал большие суммы. Была мадам Роговская, жена полицмейстера, ярая картёжница.

Приходится только удивляться, где у людей хватало сил ежедневно, или, правильнее, ежевечерне, просиживать за картами до 3-5 часов утра. Были люди, которые делали из картежной игры профессию. Был некий Шур, человек, больной туберкулезом. Семья его жила из того, что он играл в карты.

Городской клуб использовали для больших балов, концертов приезжающих артистов. Тут выступала Вяльцева, знаменитая исполнительница цыганских романсов. Она поражала публику своим исполнением и своими нарядами, вся была усыпана бриллиантами. Тут проводил лекцию на антирелигиозную тему Петров, бывший священник. В те годы такая лекция была сенсацией. Читать такую лекцию с критикой духовного ведомства было смелостью».

После революции 1917 года в бывшем Городском собрании разместился Клуб металлистов, в 1940-м году — клуб им. Ленина. По окончании войны с 1944 года и до 1962 года в здании помещался Областной украинский музыкально-драматический театр, позднее — Дворец культуры судостроителей, в котором были созданы народный театр «Ровесник» — лауреат Всесоюзного народного творчества, ансамбль танца «Свiтанок» — участник XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, и другие коллективы.

В 1970-е годы, при попустительстве городских властей и архитектора Херсона, в нарушение Конституции СССР и закона об охране памятников истории и культуры, был произведен «капитальный» ремонт здания Дворца: фасад лишили купола и архитектурных «излишеств», отделав его «туалетной» плиткой. После этого красивый памятник истории приобрел вид типичной постройки общественного назначения.

С обретением Украиной независимости, Дворец культуры судостроителей, как и сам судозавод, начали переживать нелегкие времена. Его зал арендовали заезжие торговцы ширпотребом и «экстрасенсы». Ремонт в здании не проводился, и постепенно оно стало аварийным. В течение 10 лет власть предержащие не могли решить, что делать со зданием — памятником архитектуры местного значения. ДКС все это время находится в городской коммунальной собственности, балансодержателем является городское управление культуры.

В апреле 2011 года ДКС городскими властями был внесен в список для приватизации с условием сохранения функционального назначения и восстановлением исторического облика. В Фонде коммунального имущества заявили, что это способ спасти здание от полного разрушения.

Объект был продан на аукционе в декабре 2013 года. Покупателем объекта является общество с ограниченной ответственностью «Херсонская производственно-строительная компания». Согласно договору купли-продажи, новый собственник должен сохранить целевое назначение концертного зала.

В настоящее время ремонт здания заканчивается.