Брянская (Николаевская) церковь в Днепре

Брянская (Николаевская) церковь находиться в Днепре (ране Днепропетровск, Екатеринослав) по адресу проспект Калинина, 66.

Храм во имя святителя и чудотворца Николая освятили в Екатеринославе 17 мая 1915 года (по старому стилю). Его построили на земле колонии Александровского металлургического завода Брянского общества в Екатеринославе. Поскольку то была земля Брянского общества, церковь знали в народе как Брянскую.

С чего все началось

Еще накануне 1913 года, когда в стране отмечалось 300-летие Дома Романовых, в Екатеринославе родилась идея построить храм-памятник в честь этого события.

Разные были идеи. Одна из них принадлежала историку запорожского казачества и директору исторического музея Дмитрию Яворницкому. Он предложил построить православную церковь в украинском запорожском стиле в самом центре города — в Яковлевском сквере (там ныне выстроен Днепропетровский театр оперы и балета). Однако все эти проекты так и не были осуществлены.

В итоге храм-памятник появится в заводском районе города, далеко от центра. Для закладки фундамента церкви металлургический завод выделил 10 тысяч рублей, а рабочие собрали около 400. В зале городской думы состоялся юбилейный концерт Музыкального общества. Чистый сбор с концерта также поступил на постройку новой церкви.

По эскизам Николая Кокшарова

Свято-Николаевский храм создавался коллективной волей и средствами. На ускоренное сооружение церкви Брянский завод ассигновал 170 тысяч рублей, деньги по тем временам немалые.

Огромную роль в постройке церкви сыграл председатель правления Брянского общества Николай Николаевич Кокшаров. О нем сейчас мало кто помнит, а жаль. Он родился в семье выдающегося минералога академика Николая Ивановича Кокшарова, директора минералогического музея. Кокшаров-младший по образованию был горным инженером, закончил Горный институт в Петербурге, принимал участие в экспедиционных исследованиях на Алтае в 1885—1888 годах. В дальнейшем — преподаватель минералогии и геологии Лесного института, чиновник особых поручений при министре императорского двора. А еще он был удачливый предприниматель. Кокшаров возглавил совет Санкт-Петербургского торгового банка, а также правление общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода, был директором Русского общества «Всеобщая компания электричества».

В создание храма-юбиляра Кокшаров вложил громадную долю энергии, знаний и средств. Он неустанно следил за возведением храма со дня его закладки до полного окончания.

Заводские рабочие и рудничные также внесли свою посильную лепту в общее доброе дело. Директор завода Николай Гогоцкий попросил епископа Агапита ходатайствовать перед Синодом об открытии самостоятельного причта при церкви. Причем содержание причта заводоуправление брало на себя. Недалеко от церкви построили одноэтажный дом для священника — здание сохранилось до наших дней. В нем и жил первый священник храма Михаил Григорьевич Волошинов, до того служивший в Благовещенской церкви на улице Рабочей.

Храмом можно было искренне восхищаться. Современники считали его чуть ли не лучшим в церковной архитектуре Екатеринослава и его окрестностей. А возводили его по эскизам Н. Н. Кокшарова. Стиль его считался древнегреческим.

Храм освещался электрикой

Строительным материалом служил кирпич из шлака. Стойкость этого кирпича, по словам строителей, была феноменальной. Кирпич из шлака способен крепнуть бесконечно долгое время. Широко применяли при строительстве храма железобетон, из которого выполнили все своды и перекрытия. По бетону проложили паркет. Лестницы получились легкие и изящные. Это же сказалось и на многочисленных колоннах храма, выполненных тоже из железобетона.

Вход в церковь построили из каменных массивов, служивших ранее фундаментом под некоторыми машинами завода. Храм-памятник строился инженером Брянского завода Сергеем Гуковым. Он предусмотрел даже такие незначительные мелочи, как устройство бака для подогрева воды, нужной при крещении, и прочего. В 1931 году главного инженера по строительству завода им. Петровского Сергея Матвеевича Гукова, как старого специалиста (а, значит, «вредителя»), осудили по политической статье на 10 лет лагерей.

Особого внимания заслуживало устройство отопления. Оно было паровое-водяное, а источник тепла находился не в самой церкви, а в помещении соседней заводской школы. Система отопления скомбинирована была настолько удачно, что и в главном куполе храма имелись трубы отопления. В сочетании с особо устроенной вентиляцией это предотвращало конденсацию паров. А они, как известно, становились врагом живописи.

Сразу решили, что храм будет освещаться электричеством.

Внимания заслуживали лепные работы, наружные и внутренние, выполненные скульптором О. И. Якобсом. Храм вышел светлый благодаря великолепному устройству окон и зеркальных стекол в них. Внутренность его находилась в строгой гармонии с внешним видом.

Художественные живописные работы выполнил ученик Репина художник Михаил Иванов. Тон общей гармонии сказался и в характере живописи. Он был мягкий, элегический.

В плафоне алтаря находилось изображение Бога Саваофа по Крамскому. В окне алтаря на стекле — икона Вознесения Господня. В куполе между окон — изображение двенадцати апостолов. Под боковыми арками храма два панно: «Нагорная проповедь» и «Благословение детей». У входа (задняя стена) тоже два панно: «Рождество Христово» и «Бегство в Египет».

Иконостас алтаря построили в стиле Растрелли. Выполнила его известная петроградская мастерская Абросимова. Весь иконостас позолочен. Стоимость его без икон составила 16 тысяч рублей. И. С. Романов пожертвовал колокола для церкви. Самый большой из них — в 220 пудов. Храм рассчитан был на 800—1000 молящихся.

«О, как менялось всё, но ты была всегда…»

К сожалению, Брянская церковь просуществовала недолго. Ее закрыли по решению Днепропетровского горисполкома от 8 февраля 1929 года со стандартной в то время формулировкой: «… на основании проявленного желания широких масс трудящихся города». Вскоре с колокольни сбросили колокола.

Что делать с храмом, не знали. В конце 1932-го в здании Брянской церкви создали… выставку образцов продукции, выпускавшейся заводом им. Петровского. В следующем году решили открыть в храме заводской Дом пионеров и школьников, называвшийся еще «детским внешкольным комбинатом».

От разрушения спас органный зал

С 1941 по 1961 год храм снова принадлежал верующим. Эти двадцать лет были самым продолжительным периодом служб в нем.

Когда в стране вновь поднялась антирелигиозная кампания, постановлением Ленинского райисполкома храм передали гороно с формулировкой: «для использования его по назначению». Внутри церкви расположилась детская спортивная школа Ленинского района, а затем здание долго использовали под склад строительных материалов.

В 1979 году благодаря многочисленным ходатайствам общественности и управления культуры области здание Свято-Николаевского храма внесли в реестр памятников архитектуры, охраняемых государством. 22 июня 1982 года облисполком принял решение после реставрации преобразовать храмовое здание в Дом органной и камерной музыки. В том же году по проекту днепропетровского архитектора О. Г. Попова начались реставрационные работы, продолжавшиеся до мая 1986-го.

Капитальный ремонт с внешней стороны преобразил храм, а с внутренней — полностью его исказил. Интерьер украсили новые росписи стен художников В. Данилова и С. Исаева, в центральной части построили подиум, к подвальному помещению пристроили дополнительный подземный блок для технических нужд и благоустроили территорию вокруг храма. После окончания реставрации целый год монтировали двенадцатитонный двухмодульный концертный орган. Его изготовили специалисты всемирно известной немецкой фирмы «Зауэр» из Франкфурта-на-Одере. 27 апреля 1987 года в бывшем храме по случаю открытия Дома органной и камерной музыки состоялся первый концерт. Дом органной и камерной музыки функционирует в храме до настоящего времени. Небольшой зал и балкон вмещают 250 человек.

Мифы вокруг Брянской церкви

*Якобы проектировал церковь один архитектор — Г. И. Туровец. На деле же храм стоился по эскизам Николая Кокшарова, детально разработанным екатеринославским епархиальным архитектором Георгием Ильичом Туровцем.

*Настенная живопись Брянской церкви якобы принадлежала известному украинскому художнику Ивану Ижакевичу (1864—1962). Это не подтвердилось. Храм расписывал Михаил Филиппович Иванов.

*Якобы отделку интерьеров и большой иконостас выполнил петербургский архитектор Е. И. Константинович. В изданиях 1915 года эта фамилия не упоминается.

*Наконец, якобы на освящении храма присутствовал Николай II. В действительности же последний самодержец побывал на заводе 31 января 1915 г. А церковь освящена 17 мая 1915 г.

Источник: Газета Зоря