Дом-музей имени Н.К.Рериха в Одессе

Дом-музей имени Н.К.Рериха расположен в Одессе на улице Большой Арнаутской, 47, на 3-м этаже 3-этажного дома. Экспозиция размещена в 5 залах, включая концертный.

Николай Константинович Рерих (1874-1947) — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств (1909).

Своей основной задачей сотрудники Музея видят всестороннее научное изучение и распространение творческого наследия всей семьи Рерихов — всемирно известного художника Николая Константиновича Рериха (1874—1947), философа Елены Ивановны Рерих (1879—1955), супруги Н. К. Рериха, их сыновей — востоковеда Юрия Николаевича Рериха (1902—1960) и художника Святослава Николаевича Рериха (1904—1993). Деятельность Музея сосредоточена на изучении наследия семьи Рерих, но именно принципы организации и работы музея, заложенные при создании первого Музея Рериха в Нью-Йорке самим Н. К. Рерихом, делают Одесский Дом-Музей имени Н. К. Рериха открытым для самого широкого сотрудничества со всеми организациями культуры, искусства и науки.

У истоков создания Музея Рериха в Одессе стояли художник Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий(1905—1993) — ученик Н. К. Рериха (1874—1947) и профессор-индолог Московского государственного университета Наталья Михайловна Сазанова (1932—2006).

Основатель Дома-Музея имени Н. К. Рериха — Е. Г. Петренко, врач, рериховед разработала проект экспозиции музейного пространства. В помещении, приобретенном на средства благотворителей, сотрудниками музея была осуществлена реконструкция. Первоначальную основу музейного фонда составили картины, этюды, наброски; архивные материалы: рукописи воспоминаний о семье Рерихов, дневники, письма, редкие фотографии, переданные художником Б. А. Смирновым-Русецким основателю музея Е. Г. Петренко.  

Как образец, за основу формирования Музея был взят Музей Н. К. Рериха в Нью-Йорке (США), открытый в 1923 г. В 1929 г. Нью-Йоркский Музей был перенесен в новое, специально выстроенное 29-этажное здание, действительно, Храм Искусств, Культуры и Науки, носивший еще одно название — Дом Мастера — Master Building. Собрание картин Н. К. Рериха в 29-этажном Музее составляло около 1000 художественных творений. Фонд постоянно пополнялся, работами Н. К. Рериха и был подарен американскому народу. Одновременно в этом же здании разместились организации, основанные Н. К. Рерихом в США:

«Институт Объединенных Искусств» (1921), Художественный Центр «Венец Мира» («Corona Mundi», 1922), «Пакт Мира и Знамя Мира» (1935). При Музее Н. К. Рериха был открыт филиал Института Гималайских исследований «Урусвати», основанный в Индии, в городе Наггаре (долина Кулу), после Трансгималайской экспедиции в 1923—1928 гг. В Музее Н. К. Рериха были основаны отделы искусств свыше 10-ти стран; Тибетская библиотека, включавшая 330 священных книг буддизма Канджур и Танджур; комнаты—часовни, посвященные Св. Сергию и Св. Франциску.

Творческое наследие семьи Рерихов многогранно и бездонно — это мощный вклад в развитие мировой культуры, науки и искусства, в процветание дела Мира и Красоты на Земле через красоту внутреннего мира каждого человека и человечества в целом. Можно сказать так: через семью Рерихов прошла эволюционная весть Красоты Знания Космоса от Великих Учителей человечества, запечатленная в венце их творческого наследия — научно-философском Учении Живая Этика. Этому предшествовал длительный жизненный путь образования и самообразования всей семьи Рерихов, встреча с теми Высокими Сущностями, которые направляют эволюцию человечества, которых С. Н. Рерих назвал «более совершенными людьми». С. Н. Рерих свидетельствовал о своих родителях в очерках: «Художник и провидец», «Щедрый синтез», «Слово об отце», «Поднимая себя, поднять других», т. к. он наблюдал совместный путь родителей всю свою сознательную жизнь. Святослав Рерих писал: «Николай Константинович Рерих всегда считал, что чем бы мы ни занимались, какие бы у нас ни были интересы, мысли, самое главное — изучение и понимание человека. Именно этот глубинный анализ волновал Николая Константиновича и Елену Ивановну. В жизни им удалось или посчастливилось встретиться с людьми выдающимися, исключительными, которые уже прошли часть сужденного Великого Пути и могли сами собой свидетельствовать о том, чем может стать человек, если он действительно преобразит свою жизнь и пойдет этими путями. У них был этот живой Контакт с более совершенной жизнью, с более совершенными людьми, которые всегда были на нашей Земле. Найти их может только тот, кто готов для этого и кого они сами хотят встретить».

По материалам сайта музея