Могила В.Н.Каразина в Николаеве

Русский государственный деятель и просветитель, основатель Харьковского университета Василий Назарович Каразин (1773-1842) похоронен в городе Николаеве на старом христианском кладбище (Николаевском некрополе).

Из четырех сохранившихся на кладбище часовен, сооруженных над склепами, три являются безымянными, а четвертая возведена на могиле В.Н. Каразина.

Родился В.Н.Каразин в с. Кручик Харьковской губернии в дворянской семье. Образование получил в Горном корпусе в Санкт-Петербурге. Служил в государственном архиве в Министерстве народного просвещения, где создал специальный печатный орган этого ведомства, орган назывался «Периодические сочинения об успехах народного просвещения».

В.Н. Каразин – создатель первого на Украине университета, который появился в г. Харькове. Он же создал типографию, где печатались первые украинские журналы. В 1819 – 1820 годах Каразин являлся вице-президентом вольного общества любителей российской словесности. Он был ученым с энциклопедическим складом ума, первым украинским научным публицистом.

Будучи автором ряда проектов, направленных на прогрессивное переустройство России и отмену крепостного права, Василий Каразин попал в немилость к российскому правительству и был выслан на Украину. В г. Николаеве служил его сын Филадельф – чиновник особых поручений при Главном командире Черноморского флота. В октябре 1842 Василий Назарович направлялся в Крым для научных исследований, но заболел и вынужден был приехать в г. Николаев. 16 декабря 1842 года он скончался на руках генерала Николая Михайловича Кумани в доме по адресу: ул. Бульварная (совр. Пушкинская), № 4.

  Часовня над могилой Каразина имеет вид каменного квадратного сооружения высотой 5,5 м (до подножия креста на куполе). Могила самого В.Н. Каразина находится сразу у входа, за металлическими, некогда ажурными, дверями. На памятнике из белого мрамора надпись: «Виновник учреждения в России министерства народного просвещения, основатель Харьковского университета, учредитель и правитель Филотехнического общества, водворитель цветущей торговли и благосостояния граждан в г. Харькове, естествоиспытатель, подавший первый мысль о возможности сделать из метеорологии науку точную, полезную для людей, почетный член разных ученых обществ, русских и иностранных».

  На старых фотографиях хорошо видны надписи на мраморных плитах, составляющих памятник. Одна была вмурована над некогда решетчатыми дверями и гласила: «Основатель Харьковского университета Василий Назарович Каразин. Род. в с. Крючике Харьковской г. 1773 – 1842 гг.».

Вторая надпись – на мраморной стеле: «Василий Назарович Каразин. Родился в селе Крючике Харьковск. губ: Богодуховского уезда 1773 года генваря 30, скончался в гор. Николаеве Херсонской губ: 1842 года ноября 4 дня в 8 часов вечера». Вокруг всего склепа была невысокая ажурная ограда. В архиве инспекции охраны памятников истории и культуры Николаевской области хранится свидетельство жительницы г. Николаева Л.Г. Червяковой. Она утверждала, что еще до 1972 года на белом мраморном постаменте на могиле Василия Назаровича находился его бюст из белого мрамора.

  В 1904 году газета «Южная Россия» в номере от 15 января сообщила интересные факты: «По Соборной улице, в доме № 60, проживает Евдокия Давидовна Соколова, много лет служившая в семье В.Н. Каразина. Будучи сильно привязана к семье своих бывших господ, она по смерти В.Н.К. и его внука соорудила над могилой обширный мавзолей-часовню, потратив свыше 1000 руб. Была на содержании у ночного сторожа, который имел 12 руб. в месяц и еще был вынужден нанимать квартиру». Автор статьи обращался к благотворительному обществу с просьбой устроить Соколову Е.Д. в приют.

  Вопрос состояния и ремонта часовни над могилой В.Н. Каразина беспокоил николаевскую общественность. В «Отчете попечителя Николаевского городского православного кладбища» за 1891 г. есть такие записи: «Получено из Харьковского университета, через посредство Городской управы, на исправление памятника на кладбище В.Н. Каразина 298 р. 43 к.» И еще: «Заплачено за исправление и переделку часовни над памятником В.Н. Каразину 298 р. 98 к.».

  В 1902 году Оскар Адольфович Энквист, Николаевский градоначальник, отправил письмо на имя ректора Императорского Харьковского университета, в котором описал бедственное положение часовни: от крыши до фундамента тянулась сквозная трещина, потолок и стены требовали штукатурных работ; требовал ремонта и цементный пол. Им же была определена и необходимая сумма – 1000 рублей. В ответе было много выражений о почтении и благодарностей, однако с деньгами просили повременить до весны. Только в августе 1903 года ректор сообщил о том, что министр народного просвещения «разрешил израсходовать из специальных средств Харьковского университета тысячу рублей для исправления намогильного памятника В.Н. Каразина…».

  Инициаторами ремонта часовни выступили бывшие студенты Харьковского университета, проживавшие в начале ХХ века в г. Николаеве: старший врач градоначальства Л.Г. Ратнер, главный врач городской больницы Л.В. Смирнов, доктора П.И. Гончаров и Г.С. Зайднер. В августе 1903 года Ратнер в письме градоначальнику просил присоединить всех бывших студентов к комиссии по ремонту часовни. О.А. Энквист отправил письмо попечителю кладбища Петру Алексеевичу Михайлову, в котором просил:

1 – образовать такую комиссию;

2 – возглавить ее;

3 – привлечь в комиссию и.о. архитектора градоначальства Константина Петровича Паризо-де-ла-Валетт и бывших студентов университета.

  В декабре был готов отчет П.А. Михайлова о результатах осмотра памятника над могилой и самой часовни. Состояние объекта было настолько удручающее, что 1000 руб. не могли решить вопрос, их хватило бы только для ремонта. Комиссия рискнула просить еще… 3 тысячи рублей для сооружения новой часовни. Таких денег у Императорского университета, естественно, не нашлось…

  Ремонты советского периода значительно изменили как внешний вид часовни, так и внутренний. Исчезли ограда, ажурная решетка, мраморные таблички над входом. Могилы сына и внука Василия Назаровича были безлико оцементированы, на них нет даже имен погребенных. Склеп постоянно «обживают» то бездомные горожане, то молодежные группировки, которые пытаются самовыразиться через надписи не всегда литературного характера (судя по надписям, авторами являются готы, скин-хеды, эмо, сатанисты).

  Краеведы замазывают, забеливают, отмывают все эти свидетельства идеологии, не имеющие никакого отношения к «виновнику учреждения в России министерства народного просвещения…».