Пятницкая церковь в Чернигове

Пятницкая церковь в Чернигове — православный храм расположенный в Чернигове. Построенный в конце XII — начале XIII века на черниговском посаде возле рынка на средства купцов.

Назван в честь Святой Параскевы Пятницы, которая была покровительницей торговли и купцов. Есть предположение, что церковь была построена на средства князя Игоря — героя «Слова о полку Игореве», по другой версии — церковь построили на средства богатых купцов.

 

История

Первое упоминание о реставрации храма датируется 1670 годом, когда на средства черниговского полковника Василия Дунина-Борковского была сделана новая кровля. В 1676 и 1690-х pp. им же была проведена полная реставрация и перестройка церкви в стиле украинского барокко. Предположительно, работы велись под руководством архитектора Ивана Зарудного. После реставрации церковь приобретает вид семибанного храма с барочными фронтонами (на восточном фронтоне очерчивался герб гетмана Ивана Мазепы). В XVII веке, церковь была центром пятницкого женского монастыря, который располагался близ городского рынка на Пятницком поле. Сооружения монастыря составляли срубные кельи, а от рынка его отделяла деревянная стена.

В 1750 году в монастыре произошел пожар, от которого пострадала и церковь. В 1755 году храм был восстановлен, а также к нему были пристроены барочные пристройки, над которыми были сделаны небольшие грушевидные купола.

В 1786 году, по указу Екатерины II, в ходе секуляризации, пятницкий женский монастырь был ликвидирован, а все деревянные постройки разобраны (Пятницкий монастырь на 1786 год, по описанию Афанасия Шафонского, состоял из Пятницкой церкви, трапезной деревянной церкви Иоанна Предтечи, деревянной колокольни, которая размещалась над воротами).

В 1818-1820 годах построена двухэтажная колокольня (архитектор А. Карташевский; в 1962 г. колокольню разобрали). В колокольне некоторое время существовал храм Святого Прокопия. После закрытия монастыря на его месте хотели создать народное училище, но эти планы не осуществились. С 1820-х годов на территории бывшего Пятницкого монастыря находились торговые лавки и ряды.

Высокая баня, обилие лепных украшений, правильные пропорции храма, дают основания отнести сооружение к стилю украинского барокко XVII—XVIII веков. Необычной была лишь его центрическая ступенчатая композиция. Исследователи (Горностаев, Лашкарев и другие) предполагали, что под барочным убранством скрыты формы древнерусского здания, однако каждый высказывал мнение, что постройка была или разрушена до половины и отстроена в XVII веке, или часть старых материалов использовалась при ремонтах стен и крыш (ни один не догадывался что древнерусская постройка существовала в своем первоначальном виде, однако была значительно искаженная пристройками).

На 1916 год церковь имела землю с погостом в 633 квадратных сажени. На территории находились два деревянных дома для церковнослужителей, кирпичные лавки, которые сдавались в аренду. Действовала церковная библиотека, насчитывавшая 200 книг. При церкви функционировали два учебных заведения. Приход составлял 91 двор — 963 человека обоих полов и разного социального положения: 195 дворян, 36 человек духовенства, 542 крестьянина, 43 воина.

 

Разрушения и реставрация

25 сентября 1943 года храм был разрушен. Во времена СССР, официальной была версия об уничтожении памятника немецкими войсками в 1941 году при авиаударах по Чернигову. Однако, как свидетельствуют фотографии, храм оставался невредимым на протяжении всего периода оккупации города. По материалам черниговских историков, бомба была сброшена на руины дома, что стоял через дорогу от церкви. От ударной волны были повреждены большинство пристроек храма.

В декабре 1943 года, в Чернигов приехал выдающийся советский исследователь древнерусского зодчества Петр Дмитриевич Барановский. На то время, от Пятницкой церкви остались только алтарная часть, два восточные столба, часть северной стены и восточная часть с остатками арок и основанием купола. Практически неповрежденном оставалась также ротонда-колокольня 1820 года.

По воспоминаниям А. К. Адруга, доцента кафедры этнологии, археологии и краеведческо-туристической работы института истории, этнологии и правоведения им. Лазаревского, осенью 1943 года встал вопрос о сносе руин храма. О таких планах вспоминает также черниговский краевед и архитектор А. А. Карнабида[5]. Барановский прибыл в Чернигов в составе комиссии для определения ущерба от преступлений оккупационных властей на территории СССР[6]. Сразу же внимание его было обращено к пятницкой церкви. Администрация города, ссылаясь на «незначительную историческую ценность здания» решила разобрать церковь и расчистить тем самым место для будущей запроектированной площади Победы. Однако, оказалось, что сооружение принадлежит не к постройкам XVII века, как утверждалось в источниках, а к сооружениям эпохи Киевской Руси. Исследования памятника, проведенное Барановским, дали неожиданные результаты. Церковь совсем не была похожа на известные древнерусские сооружения. Все свидетельствовало о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII века, во времена «Слова о полку Игореве»[7].

Был объявлен конкурс на лучший проект реставрационных работ с целью восстановить храм в первоначальном виде. Кроме Барановского, в конкурсе также принимал участие Холостенко. В течение 1943—1955 годов Барановский вместе с архитекторами Асеевым, Игнаткиным, Холостенко исследовали Пятницкую церковь. В 1955—1962 годах продолжались основные реставрационные работы, выполненные мастерами Самойловой, Лапой, Куксой и другими, под авторским руководством Барановского при участии Холостенко. Утраченные части храма восстанавливались за счет фрагментов стен, найденных при разборе завалов. Также, по периметру тщательно собирали древнерусскую плинфу, а для компенсации недостатка оригинального кирпича на черниговском кирпичном заводе был создан отдельный цех, где начато изготовление шести разновидностей плинф с оригинальных образцов. Благодаря этому, реставраторам удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы строения — одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Последующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля. В 1962 году, по распоряжению главного архитектора города Сергиевского была снесена колокольня. После завершения внутренних работ по реставрации пола по проекту Холостенко в 1972 году, Пятницкая церковь была открыта как музей.

С 1972 по 1989 год в церкви действовала экспозиция «Пятницкая церковь — памятник древнерусской архитектуры и искусства XII века». С 1991 года Пятницкая церковь — действующий храм.

В начале 2000-х годов было сделано интересное открытие: советские реставраторы заштукатурили вымощенный кирпичом в стене крест, датируемый концом XII — началом ХІІІ веков. Ныне крест расчищен.

 

Архитектурные особенности

Церковь небольшая по размерам (16?11,5 м в плане), с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами, высокой главой, с изысканной и гармоничной композицией. В отличие от статических форм сооружений предыдущих времен, нынешняя композиция пятницкой церкви является динамической, ее стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объемом. Вертикальность сооружения подчеркивается профилированными пилястрами. Вертикальные и криволинейные элементы, которые доминируют в композиции, уравновешиваются горизонтальными ярусами окон второго этажа, пасами декоративных ниш разной формы и масштаба, меандровым фризом, напоминающим архитектуру XI века, сетчатым орнаментом на апсидах. Вертикальные профилированные пилястры на разных высотах завершаются карнизами. Розовый цвет стен сочетается с белыми штукатуренными декоративными нишами и разноцветными орнаментами на порталах.

Внутри церковь напоминает башню. Художественный эффект фресковой росписи усиливает разноцветный пол из желтых, зеленых и темно-вишневых глазурованных плиток. Пятницкую церковь в Чернигове, иногда, называют «Словом о полку Игореве» в архитектуре. Расположена церковь в центре Чернигова за городским театром, среди сквера, где когда-то был черниговский рынок.