Успенский собор в Чернигове

Успенский собор — соборный храм Елецкого монастыря в Чернигове. Его строительство в самом начале XII века связано с именем родоначальника Ольговичей, черниговского князя Олега Святославича. Этот памятник почти целиком дошёл до нашего времени, хотя и с позднейшими наслоениями в стиле украинского барокко.

Построен вскоре после Любечского съезда 1097 года черниговским князем Олегом Святославичем. Во время татаро-монгольского нашествия хана Батыя собор был разграблен и сожжен. Восстанавливался в 1445 году при князе Иване Можайском. Во время захвата и разрушения Чернигова поляками Успенский собор сгорел. Более всего пострадала верхняя часть собора, которая впоследствии пожара обрушилась.

В 1699 — 1674 годах Успенский собор восстанавливался, получив некоторые черты украинского барокко. Собор в 1924 году был передан местному краеведческому музею. Учитывая большое историко-культурное значение Елецкого Успенского собора, Совнарком УССР объявил здание историко-культурным памятником всеукраинского значения и передал его на содержание госбюджета.

Во время немецко-фашистской оккупации 1941 — 1943 годов вражеской армией Успенский собор был превращен в конюшню. В 1941 году собор пострадал от зажигательной бомбы. После войны в южном пределе собора, где имелись фрески, хранили соль, разрушительно напитавшую стены. Потом 850-летний храм была превращен в склад запчастей и металлолома.

В 1961 — 1962 году Успенский собор реставрировался межобластной специализированной научно-реставрационной производственной мастерской № 3. В 1992 году Успенский собор в составе Елецкого монастыря был передан православной общине УПЦ. Основательным ремонтно-восстановительным работам собор подвергся лишь в 1998 году.

В плане собор представляет собой большой (16,28 х 26,57 м.) трехнефный храм с шестью столпами и тремя апсидами, схожий по архитектуре с Успенским собором Печерского монастыря в Киеве. Миниатюрная часовня с собственной апсидкой встроена в юго-западный угол, однако снаружи её не видно. Судя по археологическим изысканиям, с трех сторон (перед каждым входом в храм) в древности, вероятно, были устроены галереи (или притворы тамбурного типа). В интерьере сохранились отдельные следы фресок XII века.

3