Софрониевский монастырь в Новой Слободе

Софрониевский монастырь (полное название Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) — православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата, расположенный на горе Чудная в селе Новая Слобода Сумской области. Был основан в 1630 году. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Одно из семи чудес Сумщины.

Точная дата создания монастыря и имена его учредителей неизвестны. По преданию, первые монахи поселились на горе Чудная в XI—XIII веках. В «Историко-статистическом описании Софрониевской пустыни» за 1837 год утверждается, что монастырь был основан ещё в эпоху крещения Руси. Также возможно, что его основали греческие монахи, прибывшие с митрополитом Михаилом. По другой же версии, монастырь был основан уже на время прихода на Русь православия в правление князя Владимира (980—1015 годы).

Существует также версия позднего основания Софрониевской пустыни, согласно которой её основали монахи Киево-Печерской лавры, которые оставили Киев из-за нашествия орд монголо-татар, которые в 1240 году почти до основания уничтожили город и его святыни, как об этой трагедии подано в летописи: «И поднялся страх и ужас большой, когда не только киевляне бежали из Киева, но и иноки Феодосиева монастыря» (то есть Киево-Печерской лавры).

В «Описании Софрониевой пустыни и скита при ней», изданном в 1910 году, приведено множество интересных выдержек из старинных летописей и документов. В одном из таких отрывков говорится, что два монаха пришли из Киева к Софрониевской пустыни, где нашли себе пещеру, которую превратили в скит. Но самым интересным остаётся то, что создание этого документа относится к той эпохе, когда Киев ещё не был разрушен кочевниками. Так или иначе, но наиболее вероятным представляется, что именно монахи Киево-Печерской лавры, спасаясь от захватчиков, основали Софрониевского пустынь. Они поселились на Чудной горе, назвав её так, возможно, за большой лес и несравненную красоту природы этого места.

Известно, что во время правления литовского князя Александра-Ольгерда (1345—1377) на этом месте уже был монастырь, которым управлял архимандрит Филарет. В конце XIV века пустынь получила набеги кочевников-тюрков, которые ограбили и полностью разрушили обитель.

Рассказывают, что осенью 1405 года на Чудной горе, над болотом Молче, появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Это место — в 20 верстах к востоку от Путивля, и тогда входило в Путивльскую волость. Местные жители сразу же заметили святыню. Опять же, по некоторым преданиям, её обнаружил бортник. На месте чудесной находки люди поставили небольшую деревянную церковь Пресвятой Богородицы. Со временем у неё начали селиться монахи-отшельники, сооружая неподалёку пещеры на склонах холмов для проживания и постоянных молитв. Впоследствии здесь собственно и возник небольшой монастырь. Его назвали Молчанской Рождества Богородицы пустынью.

В XVI веке пустынь разрослась и превратилась в большой монастырь-острог, поэтому монахи, которые в нем проживали, приобрели несколько «осадных дворов», где поставили церковь Флора и Лавра и возвели в остроге храм Рождества Богородицы (примерно в 1580-х годах).

Однако монастырь, который развивался, в 1592 году был сожжён крымскими татарами. Выжившие монахи в следующем году (по другим данным — только в 1605 году) во главе с игуменом Пафнутием, переселились в Путивль, где преобразовали монастырское подворье в монастырь. Бывшая пустынь перешла во владение нового монастыря, а позже превратилась в его пасеку. Несмотря на частые набеги татар и в дальнейшем, монастырь продолжал существовать и был одним из оплотов православия на землях Речи Посполитой. После игумена Илии Молченская Печерская пустынь стала самостоятельным Путивльским Молченским монастырём. Эта привилегия была предоставлена Патриархом Московским Иовом 5 сентября 1597 года.

В 1605 году Софрониевский монастырь был разграблен войском Лжедмитрия I, направлявшегося в Москву.

XVII и XVIII века были периодом расцвета Софрониевской пустыни. В 1630 году на территории монастыря построили первую каменную церковь Рождества Богородицы, а 1653 году вокруг неё был восстановлен уничтоженный в прошлом монастырь. Чтобы люди не путались в названиях, Путивльский монастырь стал именоваться Великим Молченским, а восстановленный стали называть Малым Молченским.

Также известно, что игуменом монастыря стал иеромонах Софроний (в миру Стефан Батоврин), который до этого был его строителем. При Софрония монастырь стал известным на Посемьи, получил богатую вотчину, расширив свою территорию. Здесь возводились каменные и деревянные церкви. При нём монастырь фактически получил независимость от городского монастыря и стал одним из крупнейших в тогдашней России. За большие заслуги игумена Софрония, монастырь впоследствии стали называть Софрониевским, а после смерти Софрония в 1692 году это название стало официальным.

В 1672 году в монастыре нашел прибежище Семён Медведев, принявший монашество с именем Сильвестр.

Пустынь стала настолько известной, что по легенде сама императрица Елизавета Петровна выразила желание его посетить. По легенде, в 1744 году, уезжая в Киев, она специально изменила маршрут и поехала в Софрониевской пустыне. Прибыв в монастырь, Елизавета приняла участие в освящении новых церковных сооружений.

В 1757 году была построена Надвратная Покровская церковь. А С 1758 года к Софрониевской пустыни был присоединен Путивльский Борисоглебский монастырь вместе с его имениями.

В XIX веке численность монахов Софрониевского монастыря выросла до нескольких сотен, поэтому монастырь и в дальнейшем расширял свои владения. По свидетельствам 1908 года в монастыре была 61 постройка, здесь служило 108 монахов и 145 послушников.

Начиная с 1911 года в монастыре начал функционировать больничный корпус, что во время Первой мировой войны оказывал помощь русским солдатам и местным жителям. От 1915 при монастыре существовала бесплатная столовая, где еду мог получить каждый нуждающийся. Был создан также приют для детей погибших солдат. Монастырь перед лицом социальных катаклизмов, как духовный центр, очевидно, был авторитетным центром среди местных жителей, однако, дальнейшие ещё большие социальные катаклизмы и пертурбации непростого XX века привели обитель к опустошению и упадку.

Такие событие как свержение монархии каждый понял по-своему. Кто-то, например, вооруженные и бесконтрольные солдаты, пытались получить максимум в неопределенных обстоятельствах межвременья. Вот что сообщали «Курские епархиальные ведомости» в те годы: «В Курской епархии только за последний месяц 1917 года были ограблены вооруженными солдатами Путивльская Софрониевская и Белгородская Николаевская пустыни, Льговский женский монастырь…».

В начале 1920-х годов советская власть закрыла Софронтьевский монастырь. Судьба монахов была трагической: кого выгнали, а некоторых убили или отправили в ссылку. Монастырские стены, собор, построенный в 1630 году, две церкви того же периода строительства, были уничтожены, частично засыпали пещеры.

Впоследствии бывший монастырь превратили в детский дом для вывезенных из охваченного голодом Поволжья детей, а с 1937 году сюда начали свозить детей из Испании. Во время Второй Мировой войны и монастырские здания использовали для своих нужд советские партизаны под руководством Сидора Ковпака.

А в первые послевоенные годы руины, оставшиеся от Софрониевского монастыря, начали разбирать на кирпич для колхозных зданий и промышленных объектов. Так, бульдозерами сравняли с землёй храм Рождества Пресвятой Богородицы, а на его месте появился участок для выпаса колхозного скота.

Только в 1989 году Сумской облисполком взял объект под охрану государства, внеся в соответствующий перечень памятников, надвратную церковь, трапезную, ограждение с воротами и настоятельский корпус Софрониевского монастыря. Однако охранных табличек тогда не установили из-за нехватки средств.

Настоящее же возрождение обители началось с 1999 года, когда начали работы по восстановлению собора Рождества Пресвятой Богородицы, Успенской церкви и по реставрации храма Ильи Пророка, Покровской надвратной церкви и трапезной. Поскольку несколько пещерных комплексов монастыря сохранилось, часть из них расчистили и исследовали.

В том же 1999 году впервые за такой длительный период времени, к руинам монастыря прибыл архимандрит Герман с послушниками. Монахи собственноручно расчищали развалины и отремонтировали несколько келий, в которых некоторые из них поселились. В помещении больничной церкви начали править службу. Впоследствии была восстановлено пещерную церковь и отдельные подземные ходы.

В 2002 году в Софрониевской пустыни побывали митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), тогдашний председатель Сумской областной государственной администрации Владимир Щербань, епископ Сумской и Ахтырский Иов и епископ Конотопский и Глуховский Иннокентий. Митрополит Владимир освятил источник с целебной водой и благословил начало восстановления храма Рождества Пресвятой Богородицы, а епископ Иннокентий вложил капсулу со святыми мощами в фундамент храма.

Архитектурный комплекс Софрониевского монастыря создают несколько сооружений, центральным из которых считается надвратная Покровская церковь. Эта церковь — двухэтажная, выполненная в стиле казацкого барокко. В храмовом сооружении можно проследить черты современных архитектурных приемов: грациозно выгнутые карнизы, тонкие пилястры, пышные наличники и т. п. Частично разрушенный в советское время, храм был восстановлен в 2000-х годах, а в праздник Покрова Божьей Матери 14 октября 2010 года он был освящён.

По левую сторону от церкви находится корпус монашеской трапезной. Он интересный тем, что со стороны монастырского двора кажется одноэтажным, а если подойти ближе двухэтажным. Зрительный эффект обусловлен тем, что трапезная расположенная на холме.

Неподалеку от трапезной расположен бывший больничный корпус, построенный в «неорусском» (псевдорусском) стиле. Это выражено в присущих этому стилю стилизациях карнизов, полуколон, сводов и т. п. Также на территории монастырского комплекса находится настоятельский корпус, который также был построен в этом стиле. Этот корпус известный под названием храма Пророка Ильи.

Монастырь имеет и подземную часть — пещерный комплекс, малоизученный и сегодня. В частности, удалось исследовать только незначительную часть подземных ходов. Например, на восточных склонах Софрониевского монастырь выявлены два до сих пор неизвестные хода. Очевидцы утверждают, что они напоминают подземную часть Киево-Печерской лавры.

В наше время Софрониевского монастырю было выделено около 10 га земли, где монахи сажают и выращивают картофель и другие овощные культуры. Монахи держат для своих потребностей скот — коров и лошадей. У монастыря есть своя пасека и 8 старых монастырских садов, которым жители обители подарили вторую жизнь.