Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове, действующий храм-музей. Входит в состав национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний». Старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества. Является одним из немногих уцелевших строений периода домонгольской Руси. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», Игоря Черниговского и других князей той эпохи. В 1989 году, вместе с историческим центром Чернигова собор был добавлен в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Заложен около 1030—1034 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св. Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества.

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.

Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

Внешний вид

В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.

Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

Собор неоднократно подвергался перестройке. В XVIII—XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего здание приобрело нынешний вид.

Интерьер

В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.

Возможно, строители Спасо-Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

В 1967 году во время реставрационных работ на Южном внешнем фасаде Спасского собора обнаружили граффити ХІІ — начала ХІІІ века.