Успенский (Георгиевский) собор в Каневе

Успенский (Георгиевский) собор — православный собор в городе Каневе Черкасской области, относящийся к древнерусской архитектуре домонгольского периода.

Построен в 1144 году князем Всеволодом Ольговичем по типу шестистолпного крестовокупольного одноверхого храма, близкого по стилю киевским Кирилловской церкви и церкви Успения Богородицы Пирогощи. Фасады храма украшены рядом небольших ниш, некогда содержавших фрески. Фресками были украшены и выступающие порталы. На соборе относительно хорошо сохранились все черты древней архитектуры.

Основание памятника отмечено в летописи под 1144 г. «Заложена быст церкви Каневская святого Георгия Всеволодом князем месяца июня в 9 день».

Помимо основного предназначения храм исторически служил убежищем для горожан при нападениях врагов.

В 1185 г. у стен этого храма готовилась оборона от половцев после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича.

В 1587 г. здесь был похоронен казненный во Львове казацкий лидер Иван Подкова.

В марте 1678 года он был сожжён крымскими татарами и турками, когда в нём заперлись жители города. Долгое время строение стояло в руинах, первые восстановительные работы провелись в екатерининскую эпоху в 1781—1787 годах.

В 1861 г. отсюда отправилась на Чернечу гору похоронная процессия с привезенным из С.-Петербурга прахом поэта Т. Шевченко.

В 1805-1810гг. внешний облик памятника был изменен в формах классицизма. Возведены две западные башни. При перестройке закомары частично разобраны, стены выровнены под общий карниз, над порталами устроены большие полукруглые окна, а над ними треугольные фронтоны. В 1833г. церковь была обращена в Успенский собор.

По типу это — трехнефный шестистолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами и одной главой. Кладка стен порядовая, выполнена из плинфы формата 4,5—5,5X20—25X31 — 39 см. Общая длина сооружения 25,3 м, ширина 17 м (по внешнему промеру). Фасады расчленены лопатками с полуколоннами, углы подчеркнуты двухуступчатыми лопатками. Храм двусветный. Между ярусами окон — полоса декоративных плоских ниш, скрытых при перестройке лепным карнизом. Трехуступчатые порталы и ниши были украшены фресковой орнаментальной росписью (сохранились фрагменты). В закомарах были размещены окна: в средних — по три, в боковых — по одному.

Апсиды расчленены плоскими вертикальными тягами, по верху апсид проходит пояс декоративных ниш. Восьмиоконный барабан завершен аркатурным поясом с пояском поребрика над ним. Древняя кладка сохранилась в пределах объема XIX в. Для кладки фасадных полуколонн применен лекальный кирпич. Аркатурные пояса выполнены из керамических деталей. В интерьере наружным лопаткам отвечают плоские лопатки. Четыре мощных крещатых столба поддерживают подпружные арки, на которые опираются своды и паруса, несущие барабан с куполом (высота до зенита 20,7 м). В западном членении храма находятся хоры, опирающиеся на полуциркульный и крестовый своды и открытые в центральный неф высокой аркой. Лестница, ведущая на хоры, устроена в толще северной стены. Три аркасольные ниши указывают на то, что храм служил усыпальницей. В древности полы были устланы поливными керамическими плитками в сине-желтой гамме. На стенах собора обнаружены граффити.

В процессе реставрации 1966—1970 гг. (архитекторы М.М. Говденко, Н.В. Холостенко) выявлены древнерусские элементы при сохранении стиля, приобретенного сооружением в начале XIX в. Памятник относится к немногочисленной группе сооружений древнерусской школы первой половины XIIв.

Храм действующий. В соседнем здании бывшей василианской школы сейчас находится Музей народного декоративного искусства, который раньше занимал помещение храма. Рядом установлен памятник прп. Макарию Каневскому, который в XVII в. был настоятелем Каневского монастыря и погиб во время турецкого нашествия.

1905 год